Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования порядка ликвидации несанкционированных свалок отходов"
(подготовлен Минприроды России 03.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования порядка ликвидации несанкционированных свалок отходов (далее - проект федерального закона) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 мая 2021 г. N 27-П по делу о проверке конституционности положений статьи 33 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 статьи 9 и пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования "Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края" и администрации Новосибирского района Новосибирской области и подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Абрамченко от 08.06.2023 N ВА-П11-7359.
Проектом федерального закона устанавливается понятие "несанкционированная свалка отходов", полномочия по установлению порядка выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов, а также по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов, землях, находящихся в муниципальной собственности, а также землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Проектом федерального закона также уточняются положения статей 16.6, 75.1, 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", определяющих источники финансирования мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов, в части приоритетного, наряду с накопленным экологическим вредом, использования средств платы за негативное воздействие на окружающую среду, сумм штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, а также средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, на ликвидацию несанкционированных свалок отходов.
В действующем правовом регулировании понятие "несанкционированная свалка отходов" введено приказом Росприроднадзора от 02.02.2021 N 31 "Об утверждении методологии расчета показателя "Количество несанкционированных свалок отходов" и применяется для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации в соответствии с методиками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2021 N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915".
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ и национальных проектов в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения.
Реализация предлагаемых проектом федерального закона решений не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия.
В проекте федерального закона не содержатся обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие данного нормативного акта не потребует дополнительных затрат федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Бюджетным законодательством предусмотрены неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая является источником для ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.