Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 04.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект, УПК РФ соответственно) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2023 г. N 33-П.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 82 и 240 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому судебным толкованием в системе действующего правового регулирования, служат основанием для уничтожения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, после вступления в законную силу приговора суда по одному из этих уголовных дел, притом что по другому (другим) приговор в законную силу не вступил и сохранение данных предметов (образцов) возможно, исходя из их свойств.
Конституционный Суд Российской Федерации предписал конкретизировать порядок и сроки хранения указанных предметов (образцов). До внесения в действующее правовое регулирование соответствующих изменений надлежит обеспечивать хранение предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум и более уголовным делам, для их возможного непосредственного исследования по каждому из уголовных дел до вступления приговора суда в законную силу применительно к каждому из этих уголовных дел, если такое сохранение возможно, исходя из свойств данных предметов (образцов).
В настоящее время УПК РФ не содержит положений, регулирующих порядок и сроки хранения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам. Также отсутствуют нормы, не допускающие уничтожение предмета (образца) до вынесения итогового решения по уголовному делу, по которому такой предмет (образец) тоже признан вещественным доказательством.
Обозначенная неопределенность в правовом регулировании формирует риск уничтожения в судебно-следственной практике названного вещественного доказательства по принятии итогового решения по уголовному делу, вследствие чего возможность непосредственного исследования такого доказательства по иному уголовному делу исключается.
С целью предотвращения отмеченного риска законопроектом предусмотрено внесение изменений в содержание статьи 81 УПК РФ, согласно которым вещественные доказательства, которые являются таковыми, но не приобщены к другому уголовному делу (уголовным делам), по которому не постановлен приговор либо не вынесено постановление или определение о прекращении уголовного дела, а также образцы таких доказательств передаются в орган предварительного расследования или суд, в чьем производстве находится соответствующее уголовное дело (одно из уголовных дел), для приобщения.
Кроме того, во избежание случаев уничтожения на основании судебного решения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, когда суды не располагают соответствующей информацией, законопроектом предложено внести изменения в статьи 220 и 225 УПК РФ о необходимости указывать такие сведения в справке к обвинительному заключению (акту).
Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит привести положения УПК РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.