Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета"
(подготовлен Росреестром 07.08.2023 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410; 2011, N 23, ст. 3269; 2013, N 30, ст. 4083; 2014, N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4370, 4377; 2016, N 1, ст. 72; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766; 2018, N 53, ст. 8464; 2019, N 10, ст. 892; N25, ст. 3170, 2020, N 52, ст. 8591) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 26.1 после слов "муниципальных услуг" дополнить словами "(функций) (далее - единый портал)";
2) в части 7 статьи 30.4 слова "государственных и муниципальных услуг" исключить;
3) в статье 42.1:
а) в части 2:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"обеспечивается образование земельных участков, в том числе на которых расположены здания, включая многоквартирные дома, сооружения (за исключением сооружений, являющихся линейными объектами), земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также земельных участков общего назначения в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;";
пункт 4 признать утратившим силу;
б) пункт 5 части 6 изложить в следующей редакции:
"5) в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части, в том числе занятых зданиями, сооружениями (за исключением линейных объектов), комплексные кадастровые работы выполняются, если образование таких земельных участков предусмотрено утвержденными в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности или земельным законодательством, соответственно проектом межевания территории либо схемой (схемами) расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.";
4) в статье 42.2:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется:
1) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов (далее - за счет бюджетных средств);
2) за счет средств субсидий из федерального бюджета в соответствии с соглашением о предоставлении публично-правовой компании субсидии из федерального бюджета на указанные цели, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, предоставляющим субсидию и являющимся получателем средств федерального бюджета, и публично-правовой компанией (далее -соглашение);
3) за счет средств физических и (или) юридических лиц, заинтересованных в выполнении таких работ (далее - за счет внебюджетных средств).";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Правила предоставления публично-правовой компании субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения комплексных кадастровых работ устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
5) в статье 42.7:
а) в части 1:
в пункте 1 после слов "муниципальных правовых актов" дополнить словами "если заказчиком комплексных кадастровых работ является орган местного самоуправления";
в пункте 3 дополнить словами ", если такие работы выполняются за счет бюджетных средств или за счет внебюджетных средств".
б) часть 2 дополнить словами ", а также посредством единого портала";
6) часть 1 статьи 42.9 дополнить предложением следующего содержания:
"В случае если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков допускается на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при выполнении комплексных кадастровых работ образование указанных земельных участков осуществляется также на основании такой схемы.";
7) в статье 42.10:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется согласительной комиссией, формируемой уполномоченными на утверждение карты-плана территории органом местного самоуправления муниципального образования либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в случае финансирования выполнения таких работ за счет внебюджетных средств.";
б) пункт 3 части 2 изложить в следующей редакции:
"3) органа местного самоуправления муниципального района, а также органа местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы;";
8) главу 4.1 дополнить статьей 42.12 следующего содержания:
"Статья 42.12. Особенности выполнения комплексных кадастровых работ за счет субсидии из средств федерального бюджета
1. Комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, выполняются на основании соглашения (далее - комплексные кадастровые работы по соглашению).
2. Соглашением определяется в том числе перечень кадастровых кварталов, на территории которых необходимо выполнить комплексные кадастровые работы, с указанием наименований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в границах которых такие кадастровые кварталы расположены. Подготовка перечня кадастровых кварталов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 2 части 1 статьи 42.2 настоящего Федерального закона, на основании предложений публично-правовой компании, а также предложений (заявок) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в пункте 2 части 1 статьи 42.2 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней со дня заключения соглашения размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационное сообщение о планируемом выполнении комплексных кадастровых работ. Такое информационное сообщение должно содержать перечень кадастровых кварталов, в границах которых будет осуществляться выполнение комплексных кадастровых работ, и планируемые сроки их выполнения. Информационное сообщение должно быть доступно для прочтения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение не менее чем тридцати дней со дня его размещения.
4. В случае выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению карта-план территории утверждается уполномоченным органом местного самоуправления либо органом исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, указанным в пункте 2 части 1.1 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.
5. Уведомление правообладателей объектов недвижимости о начале выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению публично-правовая компания осуществляет в электронном виде по адресу электронной почты правообладателя объекта недвижимости при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком адресе или посредством единого портала. При выполнении комплексных кадастровых работ по соглашению действия, предусмотренные пунктом 5 части 2 статьи 42.6 настоящего Федерального закона, не осуществляются.
6. Публично-правовая компания обеспечивает сбор сведений, необходимых для выполнения комплексных кадастровых работ, в том числе путем направления запросов о предоставлении таких сведений в органы и организации, в распоряжении которых имеются эти сведения.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации, организации, осуществлявшие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, или осуществляющие в соответствии с частью 2.3 статьи 45 настоящего Федерального закона постоянное хранение технических паспортов расположенных на земельных участках объектов недвижимости, содержащихся в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, оценочной и иной документации (в том числе копий правоустанавливающих документов), обязаны бесплатно предоставить публично-правовой компании имеющиеся в их распоряжении сведения, в том числе в виде копий документов, или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения запроса публично-правовой компании.
7. Публично-правовая компания в течение 30 дней со дня заключения соглашения, предусматривающего выполнение комплексных кадастровых работ, обеспечивает информирование правообладателей объектов недвижимости о начале выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению путем:
размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению в орган местного самоуправления, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, для размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта) и для опубликования извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) муниципальных правовых актов;
направления извещения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и для опубликования в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;
размещения на кадастровых картах, в том числе публичных кадастровых картах, информации о территории и сроках выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению.
Федеральный орган исполнительной власти, заключивший соглашение, обеспечивает размещение на сайте органа регистрации прав информации о начале выполнения комплексных кадастровых работ.
В извещении о начале выполнения комплексных кадастровых работ в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 42.7 настоящего Федерального закона указываются наименование федерального органа исполнительной власти, указанного в пункте 2 части 1 статьи 42.2 настоящего Федерального закона, по соглашению с которым выполняются комплексные кадастровые работы на соответствующей территории, его адрес и (или) адрес электронной почты, номер контактного телефона должностного лица, ответственного за организацию выполнения комплексных кадастровых работ.
8. При выполнении комплексных кадастровых работ по соглашению кадастровый инженер, непосредственно выполняющий комплексные кадастровые работы, в целях подтверждения его полномочий по требованию правообладателя объекта недвижимости обязан представить такому правообладателю:
выписку из соглашения, содержащую сведения о территории выполнения комплексных кадастровых работ, в границах которой расположен объект недвижимости правообладателя, срок (период времени) выполнения комплексных кадастровых работ, наименование федерального органа исполнительной власти, по соглашению с которым выполняются комплексные кадастровые работы;
справку с места работы, подтверждающую что кадастровый инженер является работником публично-правовой компании.
9. Формирование согласительной комиссии, предусмотренной частью 1 статьи 42.10 настоящего Федерального закона, осуществляется в течение двадцати рабочих дней со дня получения органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории, извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ по соглашению. В этом случае в комиссию включается представитель федерального органа исполнительной власти, указанного в пункте 2 части 1 статьи 42.2 настоящего Федерального закона, и (или) территориального органа такого федерального органа исполнительной власти.
При выполнении комплексных кадастровых работ по соглашению направление карты-плана территории в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, для обеспечения согласования местоположения границ земельных участков осуществляет публично-правовая компания.
Извещение о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков опубликовывается или размещается органом, уполномоченным на утверждение карты-плана территории, способами и в порядке, установленными в соответствии со статьей 42.10 настоящего Федерального закона. Направление извещений в форме электронных документов правообладателям объектов недвижимости осуществляется публично-правовой компанией по адресам электронной почты, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также посредством единого портала.
10. По окончании согласования местоположения границ земельных участков согласительная комиссия направляет карту-план территории для ее утверждения в порядке, установленном частью 19 статьи 42.10 настоящего Федерального закона. После утверждения карты-плана территории орган местного самоуправления, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", направляет карту-план территории в орган регистрации прав.
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следующие изменения:
1) в части 15 статьи 41 после слов "территориям общего пользования" дополнить словами "земельных участков общего назначения в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд,"
2) в статье 43:
а) в части 4 после слов "считается согласованным," дополнить словами "зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, местоположение которых на земельном участке было установлено или уточнено,";
б) в части 9 после слов "заказчикам таких работ" дополнить словами "по адресу электронной почты, указанному в карте-плане территории, а также посредством единого портала";
3) дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. В срок не более десяти рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений и (или) осуществления государственного кадастрового учета на основании карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, выполняемых на основании соглашения о предоставлении публично-правовой компании субсидии из федерального бюджета на указанные цели, орган регистрации прав размещает в личном кабинете кадастрового инженера (кадастровых инженеров), подготовившего (подготовивших) карту-план территории, и направляет правообладателям объектов недвижимости уведомление о внесении (или о невнесении) в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости. В уведомлении, размещаемом в личном кабинете кадастрового инженера, указывается информация, предусмотренная частью 9 настоящей статьи. В уведомлении, направляемом правообладателю объекта недвижимости в электронном виде по адресу электронной почты, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, а также посредством единого портала в соответствии с формой уведомления, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в отношении принадлежащего правообладателю объекта недвижимости указываются сведения о дате и основаниях внесения (или невнесения) в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе осуществления государственного кадастрового учета.".
Статья 3
Пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2021 года N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 1, ст. 17) "выполнение кадастровых работ," дополнить словами "в том числе комплексных кадастровых работ,".
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, в отношении которых настоящим Федеральным законом установлен иной срок вступления в силу.
2. Положения пунктов 4 и 8 статьи 1, пункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 года.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 05.10.2022 N МХ-П11-16768 в целях совершенствования и оптимизации законодательства Российской Федерации в сфере выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета.
Законопроект предусматривает внесение изменений в главу 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в части наделения публично-правовой компании "Роскадастр" полномочиями по выполнению комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ей в виде субсидий.
В настоящее время Росреестр является главным распорядителем бюджетных средств в части предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выполнение комплексных кадастровых работ. Ежегодно между Росреестром и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в отношении 22 млн. земельных участков (35,5% от общего количества) и 31 млн. объектов капитального строительства (71,5% от общего количества), сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), отсутствует точное местоположение их границ. Кроме того, в ЕГРН содержится более 8,5 млн. реестровых ошибок.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных" от 11.08.2022 Пр-1424 (далее - Поручение) Правительству Российской Федерации необходимо к 01.01.2024 обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на сокращение количества земельных участков, границы которых не определены в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Государственной программой "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 (далее - ГП НСПД), предусмотрено наполнение ЕГРН полными и точными сведениями к 2030 году в объеме не менее 95%.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение комплексных кадастровых работ должно осуществляться с использованием конкурентных процедур.
Вместе с тем в большинстве субъектов Российской Федерации отмечается низкая квалификация сотрудников, реализующих закупочную деятельность.
Так, ввиду некорректного определения начальной максимальной цены контракта в ходе аукциона падение цены контракта может составлять до 80% от начальной стоимости. Данное обстоятельство приводит к необходимости многократного проведения конкурсных процедур на образовавшуюся от предыдущих закупок экономию денежных средств.
Согласно плану-графику выполнения комплексных кадастровых работ, в 2022 году плановая дата завершения заключения контрактов была установлена 01.05.2022. Однако после указанной даты закупочные мероприятия продолжались в 23 субъектах Российской Федерации из 30,а по состоянию на 01.09.2022 продолжаются в Красноярском и Забайкальском краях, Астраханской и Оренбургской областях.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2021 году. Так, при установленном сроке завершения заключения контрактов 15.05.2021 указанный срок нарушили 17 из 20 региональных органов власти,а по состоянию на 01.09.2021 закупочные мероприятия продолжались на территории республик Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Архангельской, Пермской, Челябинской областей.
При этом даже многократное проведение закупочных процедур не приводит к полному исполнению со стороны региональных органов власти федерального бюджета по данному виду расходов.
В этой связи следует отметить, что бюджетное законодательство не позволяет оперативно перераспределять указанные средства в течение финансового года между субъектами Российской Федерации.
Анализ рынка выполнения ККР в 2021 году показал, что средняя стоимость ККР в отношении одного объекта сформировалась на уровне 1 400 рублей, при этом разброс по регионам составил от 734 рублей (Республика Бурятия) до 5 478 рублей (Севастополь) за объект. В 2022 году с учетом увеличения демпинговых закупок средняя стоимость ККР снизилась до 1 200 рублей за объект. При этом опыт прошлых лет показывает крайне низкое качество ККР, выполненных по демпинговым ценам (ниже 1000 рублей за объект). Так в 2020 в Омской области расторгнут контракт на 466 тыс. рублей (стоимость ККР 511 рублей за объект), в Республике Бурятия (стоимость ККР 725 рублей за объект) работы были завершены только в следующем году и потребовали переноса денежных средств в размере 19,5 млн. рублей на следующий финансовый год.
Стоимость выполнения ККР ППК "Роскадастр" в отношении одного объекта недвижимости, рассчитанная на основании текущих цен, составит 1 200 рублей.
Таким образом, принятие законопроекта позволит эффективно расходовать средства федерального бюджета.
Росреестром подготовлено и направлено в исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации типовое техническое задание на выполнение комплексных кадастровых работ (далее - ТЗ), в котором учтены все возможные риски, связанные с качеством выполнения комплексных кадастровых работ. Вместе с тем не все регионы используют данное типовое ТЗ при подготовке конкурсной документации.
В связи с этим большинство карт-планов территорий, являющихся результатом выполнения комплексных кадастровых работ, многократно рассматриваются органом регистрации прав и возвращаются заказчикам на доработку, в том числе с учетом того, что вопрос о качестве результата работ должен решаться в рамках взаимодействия заказчика и подрядчика.
Так, в частности, на территории Магаданской области внесение в ЕГРН сведений, полученных в 2019 году по результатам выполнения комплексных кадастровых работ на территории Магаданской области, было завершено только в 2022 году, а внесение результатов, полученных в 2020 и 2021 годах, продолжается до настоящего времени.
Аналогичная ситуация складывалась на территории республик Бурятия, Ингушетия, Астраханской и Томской областей.
Кроме того, ряд региональных органов власти регулярно обращаются в Росреестр и Минфин России за восстановлением в текущем финансовом году средств на оплату контрактов, заключенных в предыдущие периоды.
Согласно Федеральному закону от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" предусмотрено выделение субсидий на выполнение комплексных кадастровых работ:
в 2023 году - 509 670 тыс. рублей;
в 2024 году - 541 980 тыс. рублей;
в 2025 году - 9 000 156 тыс. рублей.
С учетом значительного объема предусмотренных денежных средств, а также в целях повышения эффективности расходования средств федерального бюджета законопроектом предлагается усовершенствовать процедуру выполнения комплексных кадастровых работ путем их осуществления за счет средств, предоставленных публично-правовой компании в виде субсидий из федерального бюджета.
Федеральным законом от 30.12.2021 N 448-ФЗ "О публично-правовой компании "Роскадастр", Федеральным законом от 30.12.2021 N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 449-ФЗ) предусмотрено создание публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр"), которая будет являться организацией полного цикла в сфере недвижимости и пространственных данных, обеспечивающей для нужд государства выполнение всего комплекса геодезических и картографических работ, работ по наполнению фонда пространственных данных, создание единой электронной картографической основы, используемой Росреестром для оказания государственных услуг, кадастровых работ и комплексных кадастровых работ.
ППК "Роскадастр" создается путем объединения акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", акционерного общества "Роскартография" (далее - правопредшественники), которые имеют уникальный опыт в сфере геодезии и картографии, кадастрового учета, кадастровой деятельности, работы с пространственными данными и информационными системами,а также не имеющий аналогов кадровый и ресурсный потенциал,что гарантирует качественное выполнение работ и своевременное внесение сведений в ЕГРН.
ППК "Роскадастр", учитывая структуру правопредшественников и их филиальной сети, будет иметь филиалы во всех субъектах Российской Федерации, что позволит выполнять комплексные кадастровые работы на всей территории страны и при необходимости перераспределять ресурсы при наличии больших объемов работ в отдельных регионах. Кроме того, ППК "Роскадастр" будет иметь возможность контроля качества и соблюдения сроков выполнения комплексных кадастровых работ.
Также важным аспектом является то обстоятельство, что анализ информации о выполненных комплексных кадастровых работ за период 2021-2022 гг. показал, что преимущественно работы были выполнены на территории субъектов Российской Федерации в границах Центрального, Уральского и Приволжского федеральных округов. В случае определения ППК "Роскадастр" организацией, обеспечивающей выполнение комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета, выполнение комплексных кадастровых работ будет осуществляться на территории всех субъектов Российской Федерации, в том числе расположенных в Арктической зоне и других отдаленных территориях,а также в регионах, которые являются дотационными и не имеют возможности выделения финансовых средств на обеспечение выполнения таких работ. При этом необходимо принимать во внимание, что в таких регионах, как правило, отсутствует развитая транспортная инфраструктура и круглогодичная транспортная доступность, что может повлечь за собой дополнительные транспортные расходы.
Определение ППК "Роскадастр" организацией, обеспечивающей выполнение комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета, позволит создать систему взаимосвязанных комплексных мероприятий по уточнению сведений об объектах недвижимости, исправлению реестровых ошибок, образованию земельных участков общего пользования, наполнению ЕГРН сведениями об объектах недвижимости, выявлению незарегистрированных объектов недвижимости, наполнению федерального фонда пространственных данных.
Реализация данного предложения позволит достичь ожидаемых результатов, существенно повысить результативность расходования средств федерального бюджета и обеспечить выполнение Поручения.
Вместе с тем отмечаем, что выполнение комплексных кадастровых работ безусловно является задачей государственного уровня. При их выполнении имеет значение не коммерческая выгода, а приведение в соответствие с требованиями законодательства сведений о земельных участках и размещенных на них объектах недвижимости в интересах государства и правообладателей объектов недвижимости.
Кроме того, в целях повышения эффективности выполнения комплексных кадастровых работ, законопроектом предусмотрены устранения пробелов в действующем законодательстве, в частности:
предусмотрены положения, позволяющие образование земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
в отношении земельных участков общего назначения в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предусмотрены положения в соответствии с которыми не осуществляется снятие с государственного кадастрового учета образованных при выполнении комплексных кадастровых работ таких земельных участков если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав.
определено, что в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, местоположение которых на земельном участке было установлено или уточнено, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Принятие законопроекта не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Правительством Российской Федерации 29.09.2018.
Реализация законопроекта не повлечет за собой необходимость выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов. В целях реализации законопроекта не потребуется увеличение штатной численности федеральных органов исполнительной власти, реализация предусмотренных законопроектом мероприятий будет осуществляться в рамках доведенного финансирования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач, предусмотренных Государственной программой Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета" потребует внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".
Головной исполнитель - Росреестр.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение девяносто дней со дня официального опубликования.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части выполнения комплексных кадастровых работ за счет средств федерального бюджета" и его реализация не потребуют дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предоставление субсидий из федерального бюджета публично-правовой компании "Роскадастр" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий определены в рамках Федерального закона от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Принятие и реализация проекта федерального закона не приведет к изменению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, дополнительным расходам юридических и физических лиц, изменению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и доходов физических лиц.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.