Проект Приказа Федеральной антимонопольной службы "О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220"
(подготовлен ФАС России 07.08.2023 г.)
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказываю:
1. Внести в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (зарегистрирован Минюстом России 2 августа 2010 г., регистрационный N 18026), с изменениями, внесенными приказами ФАС России от 3 февраля 2012 г. N 65 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2012 г., регистрационный N 23545), от 12 марта 2013 г. N 143/13 (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2013 г., регистрационный N 28571), от 30 января 2015 г. N 33/15 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2015 г., регистрационный N 36267), от 23 ноября 2015 г. N 1132/15 (зарегистрирован Минюстом России 7 декабря 2015 года, регистрационный N 39985), от 20 июля 2016 г. N 1000/16 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2016 г., регистрационный N 43275), от 12 марта 2020 г. (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2020 г., регистрационный N 58591) изменения согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Приложение
к приказу ФАС России
от _____ N _____
Изменения,
вносимые в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220
1. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
"3.3. Мнение покупателей может отличаться в зависимости от целей приобретения товара, способа их участия в обороте товара, иных особенностей потребления.
Группы покупателей могут различаться:
- по целям приобретения товара;
- по способу и формам участия в обороте товара (в том числе оптовые приобретатели и розничные приобретатели, по способу оплаты товара);
- по месту приобретения товара;
- по предъявляемым к товару требованиям;
- по особенностям поведения на товарном рынке;
- по другим признакам.
Разные группы приобретателей могут признаваться действующими на разных товарных рынках, если один и тот же продавец на основании признаков, указанных в настоящем пункте, устанавливает разные цены на один и тот же товар для разных групп приобретателей.
На многосторонних товарных рынках, характеризующихся сетевыми эффектами и (или) различными способами оплаты товара для отдельных групп покупателей, включая безвозмездное предоставление товара, разные группы приобретателей могут признаваться действующими на одном товарном рынке.
Рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках. В таком случае товарные рынки следует анализировать обособленно. В частности, товар может обращаться на оптовых рынках, на которых продаются партии товара преимущественно для целей последующей перепродажи или профессионального использования, и на розничных рынках, на которых осуществляется продажа единичного количества товара преимущественно для личного использования.
В случае, если рассматриваемый товар обращается на многостороннем рынке, такой товарный рынок следует анализировать как единый товарный рынок, при этом учитывается мнение различных групп покупателей.".
2. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции:
"3.8. При выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов:
- "тест гипотетического монополиста";
- анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен;
- расчет показателя перекрестной эластичности спроса в соответствии с пунктом 3.10 настоящего Порядка;
- иные методы.
Выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете.
Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.".
3. В абзаце третьем пункта 4.1 после слов "ограничивающих экономические" дополнить словами ", технические и иные".
4. Дополнить пунктом 4.8 следующего содержания:
"4.8. При проведении анализа состояния конкуренции на многостороннем товарном рынке, характеризуемом наличием сетевых эффектов, географические границы для каждой группы потребителей могут быть определены отдельно.".
5. Пункт 6.1 изложить в следующей редакции:
"6.1. Расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:
- объем продаж;
- объем поставок (отгрузок);
- объем выручки;
- объем перевозок;
- объем производства;
- объем производственных мощностей;
- объем запасов ресурсов;
- объем товара в соответствии с заключенными договорами;
- объем сделок;
- количество пользователей;
- иные показатели.
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.".
6. Пункт 8.2 изложить в следующей редакции:
"8.2. К барьерам входа на товарный рынок относятся:
а) экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;
- транспортные ограничения;
- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
- условия лицензирования отдельных видов деятельности;
- квотирование;
- ограничения ввоза-вывоза товаров;
- требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;
- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;
- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;
- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
- стандарты и предъявляемые к качеству требования;
в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:
- инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;
- увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;
- проведение интенсивных рекламных кампаний;
г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:
- создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
- требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок;
д) наличие сетевого эффекта;
е) другие ограничения входа на товарный рынок.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.