Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе"
(подготовлен ФАС России 07.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" (далее - Проект федерального закона) разработан в целях снижения регуляторной и административной нагрузки на исполнителей государственного оборонного заказа в условиях введенного режима санкций, проведения специальной военной операции, путем исключения направления информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, в случаях, когда повышение цен не носит субъективный характер.
В настоящее время в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание ограничения политического и экономического характера, введенные и вводимые в отношении Российской Федерации, повышение цен зачастую не носит субъективный характер вследствие злоупотребления доминирующим положением. При этом существует обязанность представления в антимонопольный орган информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен по всем закупаемым сырью, материалам, комплектующим изделиям, работам и услугам (далее - продукция).
Каждый факт непредставления такой информации влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На практике имеет место массовое представление информации о повышении цен в цепочке кооперации на продукцию, изменение цены которой, зачастую, не влечет повышение цен на итоговую оборонную продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и не оказывает влияние на изменение цены государственного контракта.
При этом, задействуется значительный административный и временной ресурс как участников исполнения государственного оборонного заказа, так и контролирующего органа, осуществляющего перепроверку представляемой информации по выявлению признаков нарушения законодательства о государственном оборонном заказе.
Проектом федерального закона предлагается предоставить право Правительству Российской Федерации устанавливать критерии для направления в антимонопольный орган указанную в части 3 статьи 14 Закона об оборонном заказе информации, а также исключения, когда направление такой информации не требуется.
Постановлением Правительства Российской Федерации представляется целесообразным исключить обязанность направлять указанную информацию в случаях, когда повышение цен на продукцию не обусловлено недобросовестным поведением доминирующего субъекта. К таким случаям можно отнести:
- установленная или предлагаемая цена сформирована по результатам конкурентных процедур;
- установленная или предлагаемая цена субъектом естественной монополии не превышает определенные для него в соответствии с законодательством Российской Федерации цену (тариф) и (или) их предельный уровень;
- установленная или предлагаемая цена сформирована с учетом данных о ценах на продукцию, публикуемых органами государственной статистики;
- когда установленная или предлагаемая цена для головного исполнителя не влечет риска увеличения цены продукции по государственному контракту по государственному оборонному заказу.
Наименование Проекта федерального закона отражает предмет правового регулирования и не противоречит сложившейся нормотворческой практике.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не проводился.
Проект федерального закона не вводит новые обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в ходе выполнения государственного оборонного заказа.
Принятие Проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения, предусмотренные Проектом федерального закона, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.