Комментарий к письму Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве
от 17.03.2009 N 16-15/23330 "О порядке определения места реализации услуг и применения льготы"
Одной из проблем, прокомментированных столичным налоговым ведомством в опубликованном письме, стал вопрос о необходимости облагать налогом на добавленную стоимость вознаграждения и других денежные средства, поступившие от предприятий-изготовителей и остающиеся в распоряжении российской организации и сервисных центров. Обратите внимание: тот факт, что поступление средств, которые не были использованы на починку товаров на гарантии, а остались в распоряжении налогоплательщика, облагается НДС в общеустановленном порядке, чиновники подчеркивали и раньше. Данная точка зрения характерна и для московских налоговиков (письма УФНС по г. Москве от 16.05.2007 N 19-11/045476, от 14.03.2007 N 19-11/022389, от 26.02.2006 N 19-11/14837, от 27.10.2004 N 24-11/70055).
Однако даже в том случае, если поступившие от предприятий-изготовителей средства были потрачены на проведение гарантийного ремонта, реализация права на освобождение от налогообложения НДС может оказаться непростой задачей. Так, например, в постановлении от 10.12.2007 N КА-А40/12621-07 арбитры ФАС Московского округа, защищая права налогоплательщика, подчеркнули, что для применения освобождения по налогу на добавленную стоимость в связи с осуществлением гарантийного ремонта необходимо выполнение налогоплательщиком следующих условий:
- оказываемая услуга должна состоять в проведении ремонта и технического обслуживания;
- указанный ремонт и техническое обслуживание должны производиться в период гарантийного срока эксплуатации товаров;
- оказание данной услуги должно производиться без взимания дополнительной платы с потребителя.
В принципе, все эти обстоятельства названы в Кодексе. Однако, как показывает практика (в том числе и приведенный пример арбитражного разбирательства), налоговики на местах могут усомниться в выполнении налогоплательщиком каждого из приведенных условий. Причем, если инспекторы выявят, что потребители оплатили осуществление ремонта, организации будет выдвинуто требование об уплате налога в полном размере. Бухгалтерии тех фирм, которые чинят находящиеся на гарантии товары бесплатно, но при этом умудрились взять с покупателей деньги за ремонт, придется вспомнить о раздельном учете.
Кстати говоря, на исполнение условий Кодекса обратили внимание и финансовые чиновники. Так, в письме от 12.05.2008 N 03-07-07/53 Минфин напомнил, что согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса от обложения НДС освобождена реализация услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним. В связи с этим услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров, оказываемые организацией, заключившей договоры с торгующими компаниями, освобождены от налогообложения НДС при условии фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации товаров. Если эти условия соблюдены, то права на освобождение от НДС не лишит и тот факт, что ремонт был оплачен не производителем, а уполномоченной им организацией.
Т.Б. Прасолова,
Эксперт "МБ"
"Московский бухгалтер", N 7, апрель 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007