Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минфином России 09.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) разработан в целях устранения правовых пробелов в регулировании общественных отношений, связанных с воинским учетом граждан, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации (далее соответственно - сотрудники, таможенные органы).
Специальные правовые нормы уже предусмотрены в отношении сотрудников при регулировании вопросов отсрочки от призыва на военную службу, увольнения с военной службы в связи с переходом на службу в таможенные органы, зачисления в запас, освобождения от военных сборов (статьи 24, 51, 52 и 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Вместе с тем в статье 8 Федерального закона N 53-ФЗ, регулирующей вопросы организации воинского учета, специальное регулирование в отношении таможенных органов не предусмотрено.
В свою очередь, согласно пункту 14 Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, утвержденных начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации В.В. Герасимовым 11 июля 2017 г., на специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти на период мобилизации, а также проходящие службу в подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, на должностях рядового и начальствующего состава, имеющие специальные звания.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 14 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации В.В. Герасимовым 11 июля 2017 г.
Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, а также подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, приведены в приложении N 4 к указанным методическим рекомендациям.
Зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в подразделения таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу на должности рядового и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах муниципальных образований по мотивированному ходатайству указанного органа, направляемому в военные комиссариаты по месту жительства или месту временного пребывания граждан, с приложением именных списков (пункт 2 приложения N 4 указанных методических рекомендаций).
Данная практика специального воинского учета сотрудников обусловлена особенностями профессиональной службы сотрудников по выполнению специальных государственных задач по защите экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации.
Мобилизация сотрудников на общих основаниях может повлечь резкое уменьшение численности сотрудников, выполняющих специальные государственные задачи, а следовательно, значительное увеличение времени проведения таможенных операций, снижение качества таможенного контроля и пропускной способности пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации.
Сокращение численности сотрудников может повлиять на эффективность осуществления мероприятий по оперативно-розыскной деятельности по экономическим правонарушениям, по борьбе с особо опасными видами контрабанды, в том числе контрабанде наркотиков.
На основании изложенного во избежание споров при применении правовых норм, регулирующих вопросы воинского учета, законопроектом предлагается устранить на законодательном уровне пробел в правовом регулировании вопроса о специальном воинском учете сотрудников.
В связи с этим предлагается внести изменения в пункт 11 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ, согласно которым порядок и особенности воинского учета сотрудников будут определяться Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации (аналогично иным категориям граждан, проходящих государственную службу иных видов).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.