Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 17.08.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) разработан Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2023 N 43-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго части второй статьи 85, статей 96 и 97, части шестой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой автономной некоммерческой организации "Экспертно-криминалистический центр "Судебная экспертиза" (далее - Постановление Конституционного Суда, Конституционный Суд соответственно).
Постановлением Конституционного Суда абзац второй части второй статьи 85 и статья 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 34 (часть 1) и 35 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не обеспечивают надлежащих гарантий реального получения оплаты экспертизы, назначенной судом по инициативе стороны (сторон) в гражданском судопроизводстве, проведенной вне зависимости от предварительного внесения в установленном порядке этой стороной (сторонами) денежной суммы для оплаты ее проведения.
Конституционным Судом постановлено федеральному законодателю внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на решение вопроса о проведении экспертизы без предварительного внесения денежной суммы на ее оплату только в случаях, когда это объективно необходимо, а также на обеспечение гарантий получения платы за проведенную экспертизу в соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлении Конституционного Суда.
Абзацем вторым части второй статьи 85 ГПК РФ определено, что эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения.
Частью первой статьи 96 ГПК РФ закреплено, что денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет суда, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в ГПК РФ не закреплены полномочия суда по отклонению ходатайства о назначении судебной экспертизы, если сторона судебного разбирательства не исполнила своей обязанности, предусмотренной в части первой статьи 96 ГПК РФ, по внесению денежных средств, подлежащих выплате эксперту за выполненную им экспертизу, на счет суда.
Действующее правовое регулирование предписывает судебному эксперту независимо от поступления денежных сумм в качестве платы провести судебную экспертизу, при этом не предусматривает гарантии защиты прав экспертов на получение платы за проведение судебных экспертиз.
Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда отсутствие таковых гарантий ограничивает предусмотренные Конституцией Российской Федерации гарантии свободы экономической деятельности, признания и защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, права граждан на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 2 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд в своей правовой позиции определил, что внесение стороной (сторонами) денежных сумм на счет суда в счет оплаты экспертизы должно быть осуществлено до назначения самой экспертизы.
В этой связи законопроектом предлагается закрепить соответствующую норму в виде абзаца второго части первой статьи 79 ГПК РФ, а также во взаимосвязи с этим в части пятой статьи 95 слова ", назначенной по ходатайству лица, участвующего в деле," исключить.
Конституционный Суд пришел к выводу о том, что невнесение стороной, заявившей соответствующее ходатайство о назначении экспертизы, предварительно денежных сумм на счет суда, подлежащих выплате эксперту, если это не обусловлено имущественным положением, может быть расценено судом как уклонение, предусмотренное частью 3 статьи 79 ГПК РФ.
Таким образом, названное законоположение статьи 79 ГПК РФ законопроектом предлагается дополнить новым основанием для признания действий стороны как уклонение - невнесение стороной, заявившей соответствующее ходатайство о назначении экспертизы, предварительно денежных сумм на счет суда, подлежащих выплате эксперту.
Также в целях соблюдения конституционного баланса прав граждан, являющихся сторонами дела, и судебных экспертов часть первая статьи 96 ГПК РФ дополняется положением о том, что в случае, если в установленный судом срок на счет суда не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств.
Если дело не может быть рассмотрено и принято решение на основании других представленных сторонами доказательств, суд вправе назначить экспертизу при согласии эксперта или судебно-экспертного учреждения, или в соответствии с частями второй и третьей статьи 96 ГПК РФ.
Закрепление в ГПК РФ положения о возможности проводить судебную экспертизу с согласия эксперта в отсутствие предварительного внесения денежных сумм на счет суда является еще одним гарантом прав, балансирующим конституционные ценности эксперта и стороны дела. Однако в случае не дачи согласия экспертом на проведение экспертизы без предварительного внесения денежных сумм на счет суда суд не лишается возможности назначить экспертизу. В частях второй и третьей статьи 96 закреплены механизмы назначения экспертизы по инициативе суда или освобождения гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов и, соответственно, оплата экспертизы за счет соответствующего бюджета.
В целях реализации закрепляемых законопроектом гарантий получения денежных сумм, подлежащих выплате экспертам, предлагается в статье 97 ГПК РФ предусмотреть, что денежные суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей со счета суда.
Федеральным законом от 31.05.2001 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривается аналогичное законоположение о запрете эксперту или экспертному учреждению отказаться от производства порученной им судебной экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с производством судебной экспертизы, осуществить оплату назначенной экспертизы до ее проведения (статья 16).
В законопроекте предлагается исключить указанное законоположение в связи с приоритетом применения норм ГПК РФ при назначении судебной экспертизы и его дублированием.
Предлагаемые законопроектом изменения соответствуют установленным в Постановлении Конституционного Суда особенностям применения абзаца второго части второй статьи 85 и статьи 96 ГПК РФ.
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.