Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции)"
(подготовлен Минприроды России 17.08.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методики расчета базовой ставки экологического сбора и применения коэффициента, учитывающего сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отхода от использования товара), востребованность вторичного сырья для использования при производстве товаров (продукции)" (далее - проект постановления) разработан в целях реализации положений статьи 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции Федерального закона от 04.08.2023 N 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектом постановления предлагается утвердить методику расчета ставок сбора для товаров, упаковки, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров и упаковки товаров. При неисполнении (неполном исполнении) самостоятельной утилизации отходов от использования товаров производители товаров, импортеры товаров обязаны уплачивать экологический сбор.
Ставка экологического сбора определяется по каждой группе товаров, упаковки путем умножения базовой ставки экологического сбора на коэффициент, учитывающий сложность извлечения отходов от использования товаров для дальнейшей утилизации, наличие технологической возможности их утилизации с учетом изменения физических, химических и механических свойств материалов при многократном использовании (с учетом возможных циклов переработки отходов от использования товаров), востребованность вторичного сырья, полученного из таких отходов, для использования при производстве товаров (продукции).
Базовая ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на раздельный сбор, накопление, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства, а также удельных величин затрат на создание инфраструктуры, необходимой для осуществления указанных видов деятельности.
Проектом методики предусматривается установление дифференцированного подхода к определению ставки экологического сбора путем применения указанного коэффициента.
Такой коэффициент формируется на основе критериев извлекаемости, перерабатываемой, цикличности материалов, а также критерия, характеризующего потребность во вторичном сырье.
Также для упаковки предусмотрен дополнительный критерий, применяемый в отношении комбинированных материалов упаковки. Комбинированные виды упаковки имеют цифровые коды и буквенные обозначения (аббревиатура) материала, из которого изготавливается упаковка, NN 80 - 85 в соответствии с Приложением N 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011). При этом в отношении комбинированных материалов с кодами NN 80-85 (для видов комбинированной упаковки, изготавливаемой на основе бумаги и картона) устанавливается коэффициент равный 0 ввиду наличия специальной технологии утилизации. Таким образом, для этих комбинированных изделий выделяется отдельная группа в Перечне товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации. Одновременно, в отношении видов упаковки, изготовленной из иных видов комбинированных материалов, которые имеют цифровые коды и буквенные обозначения NN 86 - 99 в соответствии с Приложением N 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), коэффициент будет равняться 1.
Таким образом, методика обеспечит дифференциацию ставок в зависимости от степени негативного воздействия отходов от использования товаров на окружающую среду, сложности извлечения для дальнейшей утилизации и возможности вовлечения таких отходов во вторичный оборот.
Значения базовых ставок экологического сбора будут рассчитаны на основе предлагаемой к утверждению проектом постановления методики и утверждены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ставка экологического сбора (СЭС) по группе товаров/упаковки на 1 тонну выпущенного товара/упаковки предлагается определять по формуле:
СЭС = Зс/нак(уд) + Зтранспорт(уд) + Зобработка(уд) + Зобъект(уд)
где:
З с/нак(уд) - удельные ежегодные операционные и капитальные затраты на сбор и накопление отходов от использования товаров, за исключением затрат на транспортирование, руб./т.;
З транспорт(уд) - удельные ежегодные затраты на транспортирование, руб./т., включающие капитальные вложения (в виде амортизационных отчислений) и операционные расходы, руб./т;
З обработка(уд) - удельные ежегодные затраты на обработку, руб./т., включающие капитальные вложения (в виде амортизационных отчислений) и операционные расходы, руб./т;
З объект(уд) - удельные ежегодные операционные и капитальные затраты на утилизацию ОИТ, руб./т.
Вступление в силу проекта постановления предусматривается с 01.01.2024 в связи с соответствующими положениями вышеуказанного закона.
Принятие проекта постановления и его реализация не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к изменению объема полномочий и (или) компетенций органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, сокращению доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемый к реализации проект постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.