Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о национальной системе прослеживаемости товаров"
(подготовлен Минфином России 18.08.2023 г.)
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 6.2 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5536).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"__________ N ___
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Положение о национальной системе прослеживаемости товаров
1. Пункт 2 после абзаца двадцать второго дополнить абзацем следующего содержания:
"передача (получение) товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ".
2. Подпункт "е" пункта 4 изложить в следующей редакции:
"е) реализация, передача в составе выполненных работ, товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии последующего официального использования этих товаров;".
3. В пункте 13:
а) в подпункте "в" после слов "при реализации" дополнить словами ", а также при передаче в составе выполненных работ";
б) в подпункте "г":
в абзаце первом после слов "на безвозмездной основе" дополнить словами ", при передаче в составе выполненных работ";
в абзаце третьем после слова "реализация" дополнить словами ", передача в составе выполненных работ".
4. В пункте 23:
в абзаце первом после слов "с даты отгрузки таких товаров" дополнить словами "с учетом следующей особенности.";
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"При перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза, включенных в перечень товаров, утверждаемый в соответствии со статьей 2 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, участники оборота товаров обязаны уведомлять о таком перемещении федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, до момента соответствующего перемещения товара.".
5. В пункте 28:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Участники оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, представляют уведомление об остатках товаров начиная с даты вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень (акта Правительства Российской Федерации, утверждающего изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень), но не позднее дня совершения следующих операций с товарами, подлежащими прослеживаемости:";
после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:
"реализация и перемещение товаров, подлежащих прослеживаемости, за пределы Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на территории Российской Федерации;
передача товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ;
передача товаров, подлежащих прослеживаемости, комитентом (принципалом) комиссионеру (агенту), действующему от своего имени на основе договора комиссии (агентского договора), в целях последующей реализации;
передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости;
прекращение прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения (за исключением случаев указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящего Положения в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, имеющихся у участников оборота товаров на дату вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень (акта Правительства Российской Федерации, утверждающего изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень);
передача товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанная с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товары (передача товаров правопреемнику в рамках реорганизации юридического лица, вклад в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, передача товаров в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов).".
6. В пункте 33:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"участниками оборота товаров, применяющими специальные налоговые режимы (за исключением участников оборота товаров, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и не имеющих права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, или не использующих указанное право), а также налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению), реализации (передаче) товаров, подлежащих прослеживаемости, передаче (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ, в том числе через агента или комиссионера, об операциях по передаче (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, а также об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Положения, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения, а также операций, при совершении которых не предусмотрено представление уведомления об остатках товаров в соответствии с абзацем восьмым пункта 28 настоящего Положения (за исключением случаев, когда при совершении указанных операций участником оборота товаров представлено уведомление об остатках товаров);
участниками оборота товаров, являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика), и должен содержать сведения об операциях по приобретению (получению) товара, подлежащего прослеживаемости, получению товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ, в том числе через агента или комиссионера, у участников оборота товаров, указанных в подпункте "г" пункта 13 настоящего Положения, об операциях по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Положения, за исключением случаев, указанных в подпунктах "в" - "е" пункта 4, подпункта "б" пункта 5 настоящего Положения и операций, при совершении которых не предусмотрено представление уведомления об остатках товаров в соответствии с абзацем восьмым пункта 28 настоящего Положения (за исключением случаев, когда при совершении указанных операций участником оборота товаров представлено уведомление об остатках товаров), а также об операциях по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации.".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о национальной системе прослеживаемости"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о национальной системе прослеживаемости" (далее - проект постановления) разработан в целях приведения норм Положения о национальной системе прослеживаемости товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 1108 (далее - Положение), в соответствие с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Соглашение).
Согласно положениям пункта 1 статьи 8 Соглашения государство - член Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) с территории которого перемещаются товары, подлежащие прослеживаемости, до момента указанного перемещения должен обеспечить направление содержащихся в его национальной системе прослеживаемости сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и связанных с оборотом таких товаров операциях, совершаемых между лицами различных государств - членов ЕАЭС, в государство - член ЕАЭС, на территорию которого перемещаются такие товары.
Проектом постановления предусматривается, что участники оборота товаров обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, при перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС, включенных в перечень товаров, утверждаемый Евразийской экономической комиссией, до осуществления такого перемещения.
Вместе с тем, внесение изменений в Положение связано с принятием Федерального закона от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в частности предусматривается необходимость исключения расхождений в стоимостных показателях у поставщика и у покупателя в книге продаж и книге покупок соответственно, при реализации и приобретении товара, подлежащего прослеживаемости, в том числе включенного в состав комплекта (набора) товаров, а также в случае передачи товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ.
В этой связи предлагается дополнить установленные пунктами 5 и 5.2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) перечни сведений, включаемых в счет-фактуру и корректировочный счет-фактуру соответственно, сведениями о стоимости товаров, подлежащих прослеживаемости.
Кроме того, для обеспечения возможности передачи сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, передаваемых в составе выполненных работ, предлагается внести соответствующие изменения в положения абзаца первого пункта 1.1 статьи 169 КНК РФ.
Принятие проекта постановления не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Проект постановления соответствует актам более высокой силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.