Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 1195" (далее соответственно - проект постановления, Изменения, Постановление N 1195), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минсельхозом России (далее - разработчик),и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект постановления разработан на основании части 2 статьи 12 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 468-ФЗ) в редакции Федерального закона от 13 июня 2023 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 246-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью проекта постановления является исключение из реестра информации о виноградных насаждениях (о месте нахождения земельного участка или земельных участков, на которых расположены виноградные насаждения, с указанием их кадастровых номеров, индивидуальных номеров в федеральном реестре виноградопригодных земель (при наличии) и координат их границ), которая содержится в реестре без подтверждающих сведений и документов.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта постановления и сводного отчета в период с 19 июня по 7 июля 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта постановления размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта постановления: N 02/07/06-23/00138864).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации (ПК) по проекту постановления с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 17 по 24 июля 2023 года.
В рамках проведения ПК замечания и предложения по проекту постановления от представителей субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности не поступали.
Согласно пункту 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", безотносительно их принадлежности к обязательным требованиям.
По результатам рассмотрения проекта постановления и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту постановления, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Подпунктом "б" пункта 2 Изменений вносятся корректировки в содержание пункта 18 Положения о ведении федерального реестра виноградных насаждений, утвержденного Постановлением N 1195, в соответствии с которыми индивидуальный номер виноградного насаждения состоит из следующих частей:
- первая часть - две цифры, определяющие код субъекта Российской Федерации по месту нахождения виноградного насаждения в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95;
- вторая часть - две цифры, определяющие код виноградо-винодельческой зоны, установленный территориальным делением виноградопригодных земель Российской Федерации, утвержденным Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России;
- третья часть - две цифры, определяющие код виноградо-винодельческого района, установленный территориальным делением виноградопригодных земель Российской Федерации, утвержденным Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России. В случае если виноградо-винодельческий район отсутствует, в данной части указывается "00";
- четвертая часть - две цифры, определяющие код виноградо-винодельческого терруара, установленный территориальным делением виноградопригодных земель Российской Федерации, утвержденным Федеральной саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов России. В случае если виноградо-винодельческий терруар отсутствует, в данной части указывается "00";
- пятая часть - четыре цифры, определяющие год присвоения индивидуального номера;
- шестая часть - восемь цифр, определяющих порядковый номер виноградного насаждения в пределах Российской Федерации, генерируемых для каждого нового виноградного насаждения последовательно.
Невозможно определить, возникнет ли необходимость у субъектов виноградарства и виноделия по внесению изменений в соответствующие документы и сведения, имеющиеся у указанных субъектов предлагаемого регулирования, по вопросам индивидуального номера виноградного насаждения, учитывая отсутствие информации в сводном отчете по данному вопросу.
2. Подпунктом "ж" пункта 2 Изменений Положение о ведении федерального реестра виноградных насаждений, утвержденного Постановлением N 1195, дополняется пунктом 37(1), которым предусматриваются юридические основания для исключения информации о виноградных насаждениях из соответствующего реестра.
При этом невозможно определить, зачем дублировать их содержание, принимая во внимание, что указанные основания уже закреплены Федеральным законом N 468-ФЗ в редакции Федерального закона N 246-ФЗ.
Полагаем, что в данном случае разработчику представляется возможным ограничиться соответствующей отсылочной нормой на Федеральный закон N 468-ФЗ в редакции Федерального закона N 246-ФЗ.
3. На основании пункта 3.2 раздела 3 сводного отчета наличие недостоверной информации о виноградных насаждениях в реестре может привести к неправомерному подтверждению наличия кустов винограда у субъекта виноградарства и виноделия, и, как следствие, может привести к неэффективному распределению субсидии на выращивание и уход виноградников.
Так, согласно информации, представленной разработчиком проекта постановления, в 2022 году доведено субсидий из федерального бюджета в рамках "стимулирующей" субсидии на виноградарство и виноделие Северо-Кавказского федерального округа в размере 743 млн рублей, при этом на одного получателя средств выделяется порядка 2,5 млн рублей.
Отмечаем, что в пункте 3.5 раздела 3 сводного отчета отсутствуют верифицируемые источники данных, подтверждающие указанные расчеты, что создает риск недостаточной обоснованности проблемы, на решение которой направлен проект постановления, и, как следствие, способа решения проблемы, в силу чего содержание пункта 3.5 раздела 3 сводного отчета требует доработки разработчиком.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта постановления с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
проблема и предложенный разработчиком способ решения проблемы обоснованы не в полной мере;
в проекте постановления выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.