Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 01.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан по результатам анализа практики применения Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ) и Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ).
Согласно статье 15 Федерального закона N 259-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний завершенный отчетный год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности включается в информацию об операторе инвестиционной платформы и его деятельности, а также в информацию о юридическом лице, существующем более одного года и привлекающем инвестиции в размере более 60 миллионов рублей с использованием инвестиционной платформы (далее - лицо, привлекающее инвестиции).
Анализ практики применения Федерального закона N 259-ФЗ показал отсутствие достаточно широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности операторов инвестиционных платформ. Основным пользователем указанной отчетности является Банк России. При этом Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом N 259-ФЗ Банк России наделен широкими полномочиями по регулированию деятельности операторов инвестиционных платформ и осуществлению надзора за ними. В связи с этим основной пользователь рассматриваемой отчетности имеет возможность, в том числе право и компетенцию, вынести собственное суждение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности названных лиц. Таким образом, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности операторов инвестиционных платформ, по существу, не является механизмом обеспечения информационных потребностей широкого круга пользователей и защиты их экономических интересов. Проведение аудита сопряжено с необоснованными административными расходами указанных организаций.
Что касается лиц, привлекающих инвестиции, то анализ практики применения указанной выше нормы Федерального закона N 259-ФЗ свидетельствует о неоднозначности интерпретации ее данными лицами. В результате имеет место риск того, что привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ рассматривается как более затратный способ привлечения финансирования по сравнению с иными доступными способами, не предполагающими обязательный аудит отчетности.
Проектом федерального закона предусматривается уточнение норм Федерального закона N 259-ФЗ, в части касающейся аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности операторов инвестиционных платформ и лиц, привлекающих инвестиции (далее вместе - названные лица). Данное уточнение норм Федерального закона N 259-ФЗ направлено на развитие регулирования и стимулирование деятельности по привлечению инвестиций с использованием инвестиционных платформ, снижение административной и финансовой нагрузки на операторов инвестиционных платформ, устранение риска различного толкования рассматриваемых норм. Предлагаемое уточнение не затрагивает случаи обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности названных лиц, предусмотренные иными федеральными законами. В частности, исходя из Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федерального закона N 307-ФЗ, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность названных лиц подлежит обязательному аудиту в случае, когда они созданы в организационно-правовой форме публичного акционерного обществ, либо непубличного акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью при достижении финансовых критериев, предусмотренных Федеральным законом N 307-ФЗ.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставлений лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), в связи с чем информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствует.
Проект федерального закона не устанавливает, не изменяет и не отменяет обязательные требования.
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации, предлагаемых в нем решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.