Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и Федеральный закон "О кадастровой деятельности"
(подготовлен Росреестром 05.09.2023 г.)
В соответствии с действующим правовым регулированием предусмотрен досудебный порядок обжалования действий государственных регистраторов прав. Так, в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в административном порядке возможно обжалование решений о приостановлении осуществления кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (в тех случаях, когда государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно). Возможность досудебного (административного) обжалования решений о приостановлении государственной регистрации прав действующим законодательством не предусмотрена.
Отсутствие возможности досудебного обжалования решений государственного регистратора при осуществлении государственной регистрации прав увеличивает нагрузку на судебную систему в связи с поступлением в суды исковых заявлений об оспаривании принятых решений. Возможность досудебного обжалования таких решений позволит урегулировать часть спорных решений в досудебном порядке, снизив нагрузку на судебные органы.
Законопроект разработан в целях реализации предложений, изложенных Счетной палатой Российской Федерации в докладе по вопросу о результатах контрольного мероприятия "Проверка результативности и достижения целей предоставления средств федерального бюджета, направленных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года на осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с учетом передачи части полномочий".
Принимая во внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) решение об отказе принимается только в случае, если не устранены причины, препятствующие регистрации и являющиеся основанием для приостановления, а также предусмотренный законопроектом механизм обжалования решений о приостановлении, установление порядка внесудебного обжалования отказов в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представляется нецелесообразным.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 67 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав несет как административную ответственность (статьи 5.63 "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", 14.35 "Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовную (статьи 170 "Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом", 170.2 "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории" и 285.3 "Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений" Уголовного кодекса Российской Федерации).
Также частью 2 статьи 67 Закона N 218-ФЗ закреплена обязанность государственного регистратора прав возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона N 218-ФЗ убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных Законом N 218-ФЗ, возмещаются в полном объеме за счет казны России.
Механизм досудебного обжалования приостановления государственного кадастрового учета, предусмотренного статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не может в равной степени применяться в отношении досудебного обжалования приостановления государственного регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку государственная регистрация как юридически значимое действие по признанию и подтверждению возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество (в том числе, например, возникновение прав на самовольные постройки, переход прав от одного лица к другому и т.п.) влечет за собой возникновение последствий, которые могут быть оспорены только в судебном порядке.
Таким образом законопроектом не предполагается полной аналогии между данными процедурами в связи с разными правовыми последствиями, которые они влекут, а также ответственностью за убытки, причиненные внесением в государственный реестр незаконных или недостоверных данных о праве либо нарушением предусмотренного законом порядка государственной регистрации прав на имущество, по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на имущество.
Кроме того, с целью снижения необоснованных приостановлений осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также повышения качества оказания государственной регистрации прав по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав законопроектом предлагается предусмотреть порядок прекращения у государственного гражданского служащего органа регистрации прав статуса государственного регистратора прав при принятии им необоснованных решений о приостановлении осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе оснований (критериев) для принятия такой меры дисциплинарного воздействия.
Законопроект не устанавливает требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют федеральные законы (проекты федеральных законов) с аналогичным содержанием.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.