Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 18.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N Пр-1619 и пункта 20 поручения Правительства Российской Федерации от 29 августа 2023 г. N 7921-П13-АБ, и направлен на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства об ответственности за нарушение авторских и смежных прав (части вторая и третья статьи 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК).
Полагаем, что выработка соответствующих законодательных решений должна основываться не только на показателях динамики социально-экономической обстановки (накопленного уровня инфляции, эмиссионного процесса и т.д.), но и на данных складывающейся практики правоприменения в части статистического анализа фактических размеров преступлений, зафиксированных в приговорах по уголовным делам по частям второй и третьей статьи 146 и статьи 165 УК.
Таким образом, представляется целесообразным обеспечить в результате реализации положений законопроекта декриминализацию порядка 20 - 30% случаев совершения рассматриваемых преступлений, что позволит достичь соразмерного эффекта вводимого регулирования при соблюдении баланса интересов участников правоотношений, охраняемых указанными уголовно-правовыми нормами.
Размерные признаки в частях второй и третьей статьи 146 УК установлены в 2011 году (крупный размер - свыше 100 тыс. руб., особо крупный - свыше 1 млн. руб.), тогда как за период с 2011 года по настоящее время накопленный уровень инфляции составил более 100%.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за период с 2020 года по 2022 год по статье 146 УК всего осуждено 342 лица, из которых 68 лиц (20%) осуждены по части второй (размер свыше 100 тыс. руб.) и 274 лица (80%) по части третьей данной нормы (размер свыше 1 млн. руб.).
Как показал анализ 50 обвинительных приговоров за период с 2020 года по май 2023 года*(1), преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 146 УК, совершались в размере от 100 тыс. до 250 тыс. руб. - 5 раз (10%), от 250 тыс. до 500 тыс. руб. - 8 раз (16%); от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. - 4 раза (8%); от 1 млн. до 1,5 млн. руб. - 10 раз (20%); от 1,5 млн. до 2 млн. руб. - 10 раз (20%); от 2 млн. до 2,5 млн. руб. - 5 раз (10%); свыше 2,5 млн. руб. - 8 раз (16%).
Таким образом, представляется целесообразным для целей статьи 146 УК установить крупный размер в сумме, превышающей 500 тыс. руб., а особо крупный размер - в сумме, превышающей 2 млн. руб.
Показатели крупного размера и особо крупного ущерба, установленные для целей статьи 165 УК РФ, остаются неизменными с 2003 года (крупный размер - свыше 250 тыс. руб., особо крупный ущерб - свыше 1 млн. руб.), несмотря на то, что накопленный уровень инфляции к настоящему времени составил более 400%.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, за период с 2020 года по 2022 год по статье 165 УК всего осуждено 303 лица, из которых 79 лиц (20%) осуждены по части первой (размер от 250 тыс. руб. до 1 млн. руб.), а 242 лица (80%) осуждены по части второй данной нормы (ущерб свыше 1 млн. руб.).
Как показал анализ 50 обвинительных приговоров за период с 2020 года по май 2023 года*(2), преступление, предусмотренное статьей 165 УК, совершалось в размере от 250 до 500 тыс. руб. - 2 раза (4%); от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. - 8 раз (16%); от 1 млн. руб. до 2 млн. руб. - 8 раз (16%); от 2 млн. руб. до 4 млн. руб. - 6 раз (12%); свыше 4 млн. руб. - 26 раз (52%).
В связи с этим законопроектом предлагается для целей статьи 165 УК установить крупный размер в сумме, превышающей 1 млн. руб., а особо крупный размер - в сумме, превышающей 4 млн. руб.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений в УК позволит не только декриминализировать порядка 26% преступлений, предусмотренных статьей 146 УК, и 20% преступлений, предусмотренных статьей 165 УК, но и смягчить ответственность по указанным нормам УК (в отношении приблизительно 40% преступлений по части третьей статьи 146 УК и 28% преступлений по части второй статьи 165 УК).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
-------------------------------------------
*(1) - 2 Соответствующие судебные решения опубликованы в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Правосудие".
*(2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.