Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 20.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 3.2 плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством, а также по внесению изменений в образовательные программы по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства, обеспечивающих ускоренное вовлечение обучающихся в производственные процессы, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным от 9 сентября 2023 г. N 8825-П49-МХ.
Законопроектом предусмотрено наделение Минстроя России полномочием по разработке типовых образовательных программ дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (часть 2 статьи 76 Закона об образовании).
Согласно части 9 статьи 76 Закона об образовании содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Поскольку строительство и жилищно-коммунальное хозяйство одни из самых сложных с точки зрения технологии и организации процессов в производственном и обеспечивающем секторах экономики, наделение Минстроя России как уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, полномочиями по разработке типовых образовательных программ дополнительного профессионального образования для подготовки специалистов в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства позволит качественно повысить уровень подготовки специалистов по указанным программам образования, так как сфера строительства имеет ряд особенностей правового регулирования.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.