Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и в статью 4 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект) разработан в рамках Плана мероприятий по реализации в 2023-2024 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 2705-р и поручением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 года N ММ-П14-6544.
Законопроектом предлагается внести изменения, в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ), направленные на совершенствование работы фондов целевого капитала некоммерческих организаций.
1. а, б) Терминология Федерального закона N 275-ФЗ приводится в соответствие с частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
в) Федеральным законом N 275-ФЗ предусматриваются полномочия высшего органа управления некоммерческой организации - собственника целевого капитала и совета по использованию целевого капитала об утверждении финансового плана некоммерческой организации (статья 9 Федерального закона N 275-ФЗ). При этом термин "финансовый план" в Федеральном законе N 275-ФЗ отсутствует.
Для исключения разночтений относительно содержания финансового плана для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала предлагается дополнить статью 2 соответствующим термином.
2. Изменения в часть 3 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ вносятся в связи с изменением норм по проведению аудита фондов целевого капитала некоммерческих организаций.
3. а) Часть 6 статьи 6 признается утратившей силу в связи с гармонизацией положений Федерального закона N 275-ФЗ и Федерального закона N 307-ФЗ.
б) В части 10 статьи 6 предлагается срок пополнения целевого капитала недвижимым имуществом увеличить с 30 до 60 дней, что является оправданным ввиду имеющихся законодательных сложностей и высоких издержек по содержанию недвижимости.
в) В рамках действующей редакции Федерального закона N 275-ФЗ сложилась ситуация, при которой высший орган управления по истечении одного года и при достижении суммы в 1,5 миллиона рублей вправе принять решение о продлении сбора средств на формирование целевого капитала, однако принимая решение о продлении сбора средств на формирование целевого капитала, организация более ничем законодательно не ограничена и может осуществлять сбор до достижения суммы в 3 миллиона рублей годами, что в некоторой степени дискредитирует идею целевого капитала.
Предлагается внести изменения в часть 12 статьи 6 Федерального закона N 275-ФЗ в части уточнения полномочий высшего органа управления некоммерческой организацией, определив, что при принятии им решения о продлении срока на сбор пожертвований на формирование целевого капитала, срок сбора ограничивается одним годом. Таким образом ограничивается срок формирования целевого капитала.
4) Федеральный закон N 275-ФЗ предусматривает обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда) подлежит обязательному аудиту при условии, что за предшествующий отчетному год такой фонд получил более 3 млн. рублей.
Таким образом, при буквальном толковании норм Федерального закона N 275-ФЗ и Федерального закона N 307-ФЗ применительно к фонду, не являющемуся специализированной организацией управления целевым капиталом, он обязан дважды проводить аудит - один раз в соответствии с требованиями Федерального закона N 307-ФЗ и второй раз в соответствии с требованиями Федерального закона N 275-ФЗ в части формирования или пополнения целевого капитала и распределением дохода от него.
При этом законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете не содержит таких понятий, как "годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, связанная с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала", "бухгалтерская (финансовая) отчетность получателя дохода от ЦК в части использования дохода от целевого капитала" и "бухгалтерская (финансовая) отчетность, которая связана с доверительным управлением имуществом, составляющим целевой капитал, а также с выплатой дохода от целевого капитала".
Практика проведения аудита в соответствии с Федеральным законом N 275-ФЗ подтверждает, что, как правило, проводится аудит "полноценной" бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО-собственника целевого капитала, бухгалтерской (финансовой) отчетности получателя дохода от целевого капитала, бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании.
Вместе с тем, в соответствии со статьями 7 и 12 Федерального закона N 275-ФЗ, у НКО-собственника целевого капитала требуется проверка информации, связанной с формированием и пополнением целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала; у получателя дохода от ЦК - информации об использовании дохода от целевого капитала; у управляющей компании - информации о доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал, а также о выплате дохода от целевого капитала.
В целях гармонизации норм Федерального закона N 275-ФЗ с нормами Федерального закона N 307-ФЗ предлагается в Федеральном законе N 275-ФЗ предусмотреть у НКО-собственника целевого капитала обязательную проверку годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, о распределении дохода от целевого капитала, у управляющей компании - проверку отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал. У получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала.
Изменения вносятся в часть 2 статьи 7, статью 12, статью 17, статью 18 Федерального закона N 275-ФЗ.
В связи с тем, что в проектируемых нормах статей 12 и 17 проведение проверок предполагается только аудиторскими организациями, необходимо внести изменения в статью 4 Федерального закона N 307-ФЗ (статья 2 законопроекта).
5. а, б) В связи с введением определения "финансовый план", которое содержит уточнение о включении в него доходной и расходной чисти бюджета организации, изменения внесены также в пункты 3 и 4 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ.
в) В специализированных организациях управления целевым капиталом (некоммерческая организация - собственник целевого капитала, созданная в организационно-правовой форме фонда исключительно для формирования целевого капитала, использования, распределения дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 275-ФЗ) функции совета по использованию целевого капитала полностью выполняет попечительский совет. Законодательством о некоммерческих организациях также предусмотрено обязательное создание попечительского совета в фондах, который осуществляет функции контроля и надзора за деятельностью фонда и соблюдением им норм законодательства. Поэтому в НКО - собственниках целевого капитала, созданных в форме фонда, но не являющихся специализированными организациями, попечительский совет также присутствует и может брать на себя функции совета по использованию целевого капитала.
В целях повышения эффективности работы органов управления некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала, созданных в форме фонда, вносятся изменения в подпункт 7 части 2 статьи 8.
6. Для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала, созданных в организационно правовой форме фонда, вводится корреспондирующая норма в часть 2 статьи 9 Федерального закона N 275-ФЗ, в соответствии с которой попечительский совет может исполнять функции совета по использованию целевого капитала.
Изменения в часть 4 статьи 9 вносятся в связи с введением понятия "финансовый план".
7. Изменения в статью 12 Федерального закона N 275-ФЗ вносятся в связи с гармонизацией положений Федерального закона N 275-ФЗ и Федерального закона N 307-ФЗ.
8. Федеральным законом N 275-ФЗ предусмотрен срок в один месяц для утверждения финансового плана с даты передачи имущества в доверительное управление для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала. Указанная норма не учитывает:
- двухступенчатую процедуру утверждения финансового плана (в течение месяца необходимо предварительно согласовать финансовый план с советом по использованию ЦК/ попечительским советом, а потом его должен утвердить высший орган управления НКО);
- одного месяца недостаточно для планирования бюджета собственника целевого капитала, так как данные финансового плана не учитывают возможные изменения фондового рынка и, следовательно, носят предварительный и неточный характер. Это влечет необходимость последующей корректировки финансового плана, которая предполагает созыв и проведение заседаний органов управления НКО.
В этой связи предлагается внести изменения в часть 3 статьи 13 Закона, увеличив срок для утверждения финансового плана до двух месяцев с даты передачи имущества в доверительное управление.
9, 10. Изменения статьи 17 и 18 Федерального закона N 275-ФЗ вносятся в связи с изменением норм по проведению аудита фондов целевого капитала некоммерческих организаций.
11. Особый порядок вступления в силу положений, касающихся продления срока формирования целевого капитала (пункт 2 статьи 2 законопроекта), предполагает наличие переходного периода для некоммерческих организаций, которые планируют формировать целевой капитал.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.