Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 20.09.2023 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях исполнения части 1 подпункта "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта федерального закона не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
С 2021 года в Российской Федерации организована системная работа в вопросе развития производства и использования электромобилей, которая реализуется в рамках:
инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Электромобиль и водородный автомобиль", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N2816-р,и Федерального проекта "Электроавтомобиль и водородный автомобиль";
Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р (далее - Концепция).
Концепцией, в частности, отмечено, что целенаправленная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс (в том числе направленный на развитие экологичного транспорта), требует реакции всех стран мира, включая Российскую Федерацию.
В соответствии с Концепцией предполагается, что до 2030 года цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии. Кроме того, при пересчете на жизненный цикл собственники электромобилей уже на момент утверждения Концепции существенно выигрывали у собственников автотранспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания.
Задачами реализации Концепции установлены:
развитие на территории Российской Федерации производственной базы по выпуску электрических автомобильных транспортных средств;
наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производства электротранспортных средств;
выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, стимулирование спроса на них, а также организация послепродажного обслуживания;
создание на территории Российской Федерации необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
снятие существующих регуляторных барьеров для использования электрического автомобильного транспорта.
Сбалансированным сценарием реализации Концепции (базовый сценарий) установлено, что в 2030 году доля электротранспортных средств в Российской Федерации составит 15 процентов общего объема рынка автотранспортных средств, в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 220 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств превысит 1400 тыс. штук.
Следует отметить, что эффекты реализации Концепции уже заметны.
В Российской Федерации налажено производство электромобилей и уже более 2000 электромобилей российского производства используется на территории страны;
С 2021 по 2023 годы количество используемых в Российской Федерации электромобилей выросло с 16500 до 26500 единиц (+60%; для информации в 2022 году - 19500 единиц).
Одним из ключевых драйверов развития использования электромобилей, в том числе российского производства, может стать развитие использования электромобилей в такси.
Реализация дополнительных стимулирующих мер со стороны региональных органов власти: при заинтересованности появится экономическая целесообразность реализации проекта по созданию зарядной инфраструктуры для операторов - при прогнозируемом количестве электротакси в регионах будет возможно создание рентабельной и эффективной зарядной инфраструктуры для электромобилей.
В свою очередь при создание новой зарядной инфраструктуры будет стимулировать частные лица в переходе на электромобили.
Кроме этого, целесообразно отметить, что ряд регионов уже активно реализует меры поддержки таксопарков и операторов каршеринга в виде субсидирования части затрат по договорам лизинга электромобилей (г. Москва и г. Нижний Новгород).
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация положений проекта федерального закона будет иметь следующие социально-экономические эффекты:
- улучшение экологической ситуации
- повышение качества и уровня комфорта предоставляемых услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
- стимулирование развития российской автомобильной промышленности.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект федерального закона не влияет на достижение целей государственных программ.
Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
6. Оценка регулирующего воздействия
Проект федерального закона в установленном порядке будет направлен в Минэкономразвития России на заключение об оценки регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект федерального закона содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.