Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 22.09.2023 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2006, N 1, ст. 12; 2009, N29, ст. 3642; N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6450; 2010, N 48, ст. 6247; 2011, N 30, ст. 4593; N 50, ст. 7347; 2012, N 29, ст. 3980; N 49, ст. 6750; 2013, N 30, ст. 4081; 2014, N 26, ст. 3404, N 48, ст. 6661; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4340; 2016, N 1, ст. 17; N 6, ст. 763; N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16; N 49, ст. ст. 7307, 7325; 2018, N 1, ст. 20; N 18, ст. 2565; N 32, ст. ст. 5090, 5093, 5095; N 53, ст. 8416; 2019, N 39, ст. ст. 5374, 5375; N 45, ст. 6828; 2020, N 14, ст. 2032; N 29, ст. 4514; N 31, ст. 5024; N 48, ст. 7627; 2021, N 1, ст. 9; N 8, ст. 1197; N 24, ст. ст. 4216, 4217; N 27, ст. 5133; N 29, ст. 5134; N 49, ст. ст. 8145, 8146; 2022, N 11, ст. 1600; N 13, ст. 1956; N 18, ст. 3007) следующие изменения:
1) в статье 284.4:
а) в абзаце первом пункта 4 после слов "(десяти налоговых периодов для резидентов Арктической зоны Российской Федерации" дополнить словами "и резидентов территории опережающего развития, указанной в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации";
б) в пункте 5 после слов "Для налогоплательщиков резидентов территории опережающего развития" дополнить словами "(за исключением налогоплательщиков - резидентов территории опережающего развития, указанной в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-Ф "О территориях опережающего развития в Российской Федерации");
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Для налогоплательщиков - резидентов территории опережающего развития, указанной в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может устанавливаться на десять налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития.";
2) в пункте 10.1 статьи 427:
а) в абзаце восьмом после слов "Дальневосточного федерального округа," дополнить словами "за исключением резидента территории опережающего развития, указанной в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации",";
б) дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
"Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в пункте 2.2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего развития, указанной в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее 500 миллионов рублей.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций, расчетного периода по страховым взносам.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам Восточного экономического форума 5-8 сентября 2022 г. от 19 октября 2022 г. N Пр-1991 (подпункт "б" пункта 1), поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 25 октября 2022 г. N ММ-П47-18146 (пункт 2), поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 20 февраля 2023 г. N ЮТ-П47-2378 (пункт 1), от 22 февраля 2023 г. N ЮТ-П47-2482 (пункт 2) по вопросу обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на установление в Дальневосточном федеральном округе (далее также - ДФО) специального режима, предусматривающего создание наиболее благоприятных условий для реализации совместно с партнерами из дружественных стран проектов по производству продукции с высокой добавленной стоимостью.
Законопроектом устанавливается сроком на десять лет ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% для новых организаций, являющихся резидентами международной территории опережающего развития (далее соответственно - резиденты, МТОР).
Законопроектом также предоставляются полномочия субъектам Российской Федерации снижать до 0% на срок до десяти лет ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении прибыли, полученной резидентами МТОР от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.
Законопроектом также предлагается не применять в отношении резидентов МТОР положения абзаца восьмого пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что единые пониженные тарифы страховых взносов не могут применяться в отношении резидента территории опережающего развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, получившего соответствующий статус после 31 декабря 2025 года.
За резидентом МТОР сохраняется обязанность налогового агента.
Принятие законопроекта приведет к возникновению выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), виды государственного контроля (надзора), виды разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) устанавливает налоговые преференции для резидентов международной территории опережающего развития (далее - МТОР).
Законопроектом для резидентов МТОР устанавливается сроком на десять лет ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%.
В соответствии с законопроектом субъектам Российской Федерации предоставляются полномочия по снижению ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, до 0% на срок до 10 лет.
Для целей расчета настоящего финансово-экономического обоснования сделано предположение о том, что законами субъекта Российской Федерации, на территории которого будет создана МТОР, будет установлена ставка налога на прибыль организаций 0%.
Согласно произведенным расчетам (приложение N 2 к настоящему финансово-экономическому обоснованию), в результате создания международной территории опережающего развития в период с 2024 года по 2033 год прогнозируется рост следующих экономических показателей:
1) привлечение инвестиций в проекты, реализуемые на территории международной территории опережающего развития, объем которых оценивается в 30 млрд руб.;
2) создание дополнительных рабочих мест, количество которых к 2033 году составит 1060 единиц.
3) рост ВРП региона, в котором будет расположена МТОР, на 40,75 млрд руб.
4) сумма уплаченных страховых взносов резидентами МТОР к 2033 году составит 0,56 млрд рублей. Сумма уплаченного НДФЛ - 0,95 млрд рублей. Сумма уплаченного налога на имущество организаций - 3,3 млрд рублей.
Тем не менее, создание МТОР повлечет возникновение выпадающих доходов федерального и региональных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов от применения налоговых льгот.
Возникновение выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов прогнозируется с 2027 года, общий объем выпадающих доходов составит 1,64 млрд рублей к 2033 году.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов будут компенсироваться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
Возникновение выпадающих доходов бюджетной системы Российской Федерации вследствие применения пониженной ставки налога на прибыль организаций прогнозируется с 2027 года, их объем составит 4,4 млрд рублей к 2033 году.
Предусмотренные законопроектом налоговые льготы будут предоставляться только новым юридическим лицам (зарегистрированным, после вступления в силу законопроекта), соответственно, принятие законопроекта не приведет к снижению текущего уровня бюджетной обеспеченности.
Методика расчета экономического эффекта представлена в приложении N1 к настоящему финансово-экономическому обоснованию.
Приложение N1
к финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Методика расчета экономического эффекта
1. Для расчета финансово-экономического обоснования использовались следующие данные:
а) количество рабочих мест, созданных резидентами Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий Камень" (функционирующего на территории Республики Беларусь) (далее - ИП "Великий Камень");
б) совокупный объем инвестиций в ИП "Великий Камень";
в) прогнозные значения средней заработной платы в Дальневосточном федеральном округе в 2024-2031 годах (прогноз "ФАНУ "Востокгосплан");
г) среднегодовая ставка доходности индекса МосБиржи (расчет ФАНУ "Востокгосплан" по данным Московской биржи).
2. Были сделаны следующие предположения по привлечению резидентов: начиная с 2024 года будет привлекаться по 4 резидента в год, будут заключены соглашения с 20 резидентами. Средний размер инвестиций на одного резидента составит 1,5 млрд руб. Инвестиционная стадия проектов будет составлять около 4 лет.
3. Расчет выполнен на основании предположения о том, что инвестиционные проекты начнут реализовываться в 2024 году, выплата заработной платы и получение прибыли начнется с 2027 года. Данная предпосылка сделана для учета начального периода реализации инвестиционных проектов.
4. При этом в силу необходимости выделения времени для заключения соглашения с резидентом в 1-й год сделано предположение, что инвестиции в 1-й год составят 1/6 от общих инвестиций, во 2-й год - 1/3, в 3-й год - 1/3, в 4-й - оставшуюся 1/6. На 4-м году уже будут созданы рабочие места и получена прибыль.
5. Резидентами международной территории опережающего развития будут применяться следующие налоговые преференции: ставка 0% по налогу на прибыль организаций. Единый пониженный тариф страховых взносов - 7,6 % на 10 лет.
6. Для расчета количества потенциальных рабочих мест было сделано предположение, что в создаваемой МТОР будет сохранена пропорция (отношение количества рабочих мест к инвестициям), аналогичная расчетной в индустриальном парке "Великий камень". Рабочие места начинают создаваться с 4 года (в год окончания инвестиционной стадии).
7. Средняя начисленная номинальная заработная плата за период с 2031 по 2033 годы рассчитывалась путем умножения средней заработной платы в предыдущем периоде на темп роста фонда заработной платы работников организаций согласно долгосрочному прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2036 года (базовый вариант).
8. Прогнозный фонд оплаты труда определяется путем умножения количества рабочих мест на среднюю начисленную номинальную заработную плату.
9. Чистая прибыль от инвестиций рассчитана как произведение суммы первоначальных инвестиций и ставки доходности.
10. Амортизация рассчитывалась линейным способом, срок полезного использования для начисления амортизации составляет 15 лет (имущество относится к шестой группе).
11. Увеличение произведенной добавленной стоимости на территории субъекта РФ осуществляется за счет 4 составляющих: прибыли резидентов МТОР, налогов, фонда оплаты труда, включая выплаты в государственные внебюджетные фонды, и амортизации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от "___" _____________г. N_____-р
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра финансов Российской Федерации Сазанова Алексея Валерьевича и статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Волкова Павла Михайловича официальными представителями Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.4 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.