Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 21.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект, КоАП соответственно) разработан во исполнение пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2023 г. N Пр-1619.
Законопроектом направлен на исключение дублирования полномочий органов внутренних дел (полиции) и контрольных (надзорных) органов.
Так, в часть 3.1 статьи 28.1 КоАП вносится уточнение о том, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, может быть возбуждено только должностным лицом органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в компетенцию которого в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации входит пресечение таких нарушений.
При этом в целях оперативного пресечения административных правонарушений данное правило не распространяется на полномочия прокуроров по возбуждения дел об административных правонарушениях.
Кроме того, законопроектом исключаются отдельные полномочия органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в тех сферах общественных отношений, в которых названные органы не наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора).
Вместе с тем предлагается сохранить за должностными лицами органов внутренних дел (полиции) полномочия по привлечению к административной ответственности в случаях, когда требуется оперативное реагирование на нарушения законодательства в целях эффективной защиты охраняемых законом ценностей.
С учетом того, что возбуждение дела об административных правонарушениях, выражающегося в нарушении обязательных требований, допускается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия и оформления его результатов, законопроект предусматривает установление годичного срока давности привлечения к административной ответственности за соответствующие правонарушения в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, а также обеспечения неотвратимости административного наказания для виновных лиц.
Принятие законопроекта позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей.
Установление особого срока вступления в силу соответствующего Федерального закона обусловлено потребностью в адаптации субъектов административной юрисдикции к вводимому правовому регулированию.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий,а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.