Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 29.09.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений Федерального закона от 04.08.2023 N 467-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон от 04.08.2023 N 467-ФЗ).
Законопроектом предлагается скорректировать предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) случаи взимания государственной пошлины при предоставлении государственной услуги по внесению сведений о юридическом лице в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций.
В частности, законопроектом предлагается установить, что государственная пошлина в размере 100 000 рублей взимается за принятие решения по заявлениям о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций.
Внесение предусмотренных законопроектом изменений в НК РФ позволит обеспечить определенность правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением разрешительных процедур при внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций.
Так, с момента наделения ФССП России полномочиями по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (государственного реестра профессиональных коллекторских организаций), государственная пошлина с юридических лиц взимается не за само по себе фактическое включение сведений о них в государственный реестр, а при каждом их обращении с соответствующим заявлением (даже если ранее юридическому лицу во внесении сведений о нем в государственный реестр было отказано).
Такой подход вытекает из системного толкования норм подпункта 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ (в соответствии с которым государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение юридически значимых действий), части 5 статьи 14 и части 4 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Федерального закона N 230-ФЗ), предусматривающей, что отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр; повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 230-ФЗ (то есть в том числе при условии повторной уплаты государственной пошлины). Однако данный подход, несмотря на проводимую ФССП России и ее территориальными органами разъяснительную работу, зачастую не очевиден юридическим лицам, желающим включить сведения об организации в государственный реестр.
Таким образом, внесение предлагаемых законопроектом изменений в подпункт 4.3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ будет способствовать устранению имеющейся неопределенности правового регулирования, а также соответствует сложившейся на протяжении семи лет правоприменительной практике.
Одновременно признаются утратившими силу положения НК РФ об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, взамен утраченного или пришедшего в негодность, в связи с тем, что в целях оптимизации и автоматизации процессов осуществления разрешительной деятельности принято решение об исключении при предоставлении государственной услуги ФССП России разрешительных документов на бумажном носителе.
Законопроект не предусматривает обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект не устанавливает расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, его положения соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.