Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
(подготовлен Минфином России 02.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - проект постановления) разработан в целях реализации части первой статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с проектом графика подготовки проектов правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Проектом постановления устанавливаются особенности реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Федеральный закон), в том числе:
требование о принятии решения об использовании бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, зарезервированных в составе утвержденных Федеральным законом бюджетных ассигнований (за исключением средств, распределение которых осуществляется в случае и пределах поступления отдельных доходов федерального бюджета), не позднее 1 марта 2024 г.;
установление срока распределения между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, которые предоставляются по результатам проведения конкурса, не позднее 1 июня 2024 г.;
установление предельного срока принятия бюджетных обязательств в отношении объемов, установленных в решении об использовании зарезервированных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, не позднее 1 сентября 2024 г.;
установление требований к содержанию соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона проектом постановления устанавливаются положения о том, что использование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" зарезервированных в составе Федерального закона, а также их перераспределение в 2024 году осуществляется на основании решений управляющего совета указанной государственной программы.
Также, в целях реализации подпункта "б" пункта 4 статьи 1 и статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" проектом постановления закрепляются нормы о сроках внесения проектов правовых актов Правительства Российской Федерации, утверждающих распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации (внесение изменений в распределение объемов межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации и (или) между текущим финансовым годом и плановым периодом), указанных в частях 2 и 3 статьи 7 указанного федерального закона.
В связи с наличием значительных объемов просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и стимулированием должников к погашению просроченной задолженности проектом постановления предусматриваются положения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам при отсутствии такой задолженности перед Российской Федерацией.
В целях повышения ритмичности исполнения расходов федерального бюджета на реализацию инициатив социально-экономического развития проектом постановления установлен предельный срок распределения зарезервированных бюджетных ассигнований на реализацию инициатив социально-экономического развития Российской Федерации в случае если паспорта (запросы на изменение паспортов) федеральных проектов, содержащие соответствующие объемы были утверждены до начала финансового года.
В связи с необходимостью продолжения выполнения государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" и публичным акционерным обществом "Промсвязьбанк" соответствующих агентских функций проектом постановления устанавливается право Министерства финансов Российской Федерации заключать от имени Правительства Российской Федерации договоры о выполнении в 2024 году функций агентов Правительства Российской Федерации, а также объем вознаграждения за выполнение функций агентов Правительства Российской Федерации в пределах общей суммы, утвержденной в пункте 1 части 7 статьи 18 Федерального закона.
Также проектом постановления устанавливается право Министерства экономического развития Российской Федерации заключить от имени Правительства Российской Федерации договор о выполнении в 2024 году функций агентов Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 18 Федерального закона.
Во исполнение положений части 8 статьи 21 Федерального закона проектом постановления поименованы федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего образования, подведомственные Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в отношении которых Федеральное казначейство осуществляет полномочия таких учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы.
В связи с необходимостью финансирования расходов, возникающих в ходе судебных разбирательств Российской Федерации за рубежом, проектом постановления предусматриваются положения об оплате судебных издержек, иных расходов, возникающих с предоставлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах, по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с положениями проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" проектом постановления установлены особенности осуществления операций на лицевых счетах для учета операций со средствами получателей средств из бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии юридическим лицам, предоставленные из федерального бюджета, не подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с положениями пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 242 27 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, проектом постановления предусмотрены положения, устанавливающие особенности использования лимитов бюджетных обязательств на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении казенных учреждений и органов государственной власти установлены единые особенности их правового положения, в том числе единый порядок финансового обеспечения их деятельности (на основании бюджетной сметы). В этой связи ограничение по использованию экономии бюджетных ассигнований на оплату труда, возникающей в связи с наличием высокой доли вакантных должностей, проектом постановления распространяется на учреждения, созданные по типу казенных.
В связи с тем, что Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 г., проектом постановления предусмотрены аналогичные положения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений проекта постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет финансовых, негативных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Издание предлагаемого постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Издание проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.