Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в правила информационного взаимодействия оператора государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с обладателями информации и ее пользователями"
(подготовлен Минтрансом России 05.10.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила информационного взаимодействия оператора Государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" с обладателями информации и ее пользователями" (далее - проект постановления) предусматривает возможность размещения информации о местоположении границ объектов местности, относящихся к улицам и (или) дорогам, границ земель населенных пунктов, территорий общего пользования, особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда, зон с особыми условиями использования территорий, иных объектов, территорий и (или) зон (далее - границы объектов, земель, территорий и (или) зон) в Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС") в целях регулирования скорости передвижения средств индивидуальной мобильности.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Проект постановления разработан с учетом положений "ГОСТ Р 70514-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний", утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 6 декабря 2022 г. N 1446-ст (далее - ГОСТ).
В настоящее время Минпромторгом России разработаны изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", предусматривающие обязательное выполнение требований ГОСТ.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), средство индивидуальной мобильности (СИМ) - это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Правилами дорожного движения для СИМ установлено ограничение скорости до 25 км/ч, а также дополнительное ограничение скорости, в случае если движение лица, использующего для передвижения СИМ в пределах границ объектов, земель, территорий и (или) зон, подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов.
Согласно обзору дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации в 2022 году произошло 941 происшествие с участием СИМ, в которых 19 человек погибли и 976 получили травмы.
Подавляющее большинство таких дорожно-транспортных происшествий относятся к наезду на пешехода.
В соответствии с ГОСТ предполагается введение требований по ограничению максимальной скорости движения СИМ до 25 км/ч с возможностью ограничения скорости движения СИМ до 8 км/ч (пешеходный режим) в пешеходных и иных геозонах, а также создание платформы верхнего уровня (далее - Платформа) для целей обязательного соблюдения СИМ указанных ограничений.
Платформа должна представлять собой информационную систему, аккумулирующую качественную, полностью защищенную, достоверную актуальную информацию в отношении установленных скоростных ограничений по конкретным геозонам.
Вместе с этим в целях обеспечения безопасности дорожного движения и минимизации затрат субъектов Российской Федерации и юридических лиц - операторов кикшеринга на обеспечение требований ГОСТ предлагается использовать ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" для передачи информации о введенных ограничениях на движение СИМ в пешеходных и иных зонах. Предполагается, что уже созданное информационное взаимодействие между ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и информационными системами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления позволит использовать указанную государственную систему как Платформу и обеспечит снижение скорости СИМ в установленных геозонах.
Применение составных частей ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" позволит существенно снизить себестоимость создания необходимой инфраструктуры управления ограничением скоростного режима для СИМ и сократит сроки создания указанной Платформы. Таким образом, у субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не возникнет необходимости расходовать средства бюджетов на создание соответствующих информационных систем.
На основании статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 395-ФЗ "О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-ГЛОНАСС" Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области создания и функционирования ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", в том числе утверждает порядок информационного взаимодействия оператора указанной системы с обладателями информации и ее пользователями.
В отсутствие регулирования, предусмотренного проектом постановления, не представляется возможным использовать ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" в качестве Платформы.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере, реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации, реализация его положений будет осуществляться Минтрансом России в пределах предельной численности и фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Минтранса России, установленных Правительством Российской Федерации, а также ассигнований, предусмотренных Минтрансу России в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления:
не повлечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не повлечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация проекта постановления не предполагают увеличения кадровых ресурсов, не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.