Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 12.10.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен на основании абзаца второго подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 04.06.2023 N Пр-1111 (далее - поручение N Пр-1111) по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 20.04.2023 и пункта 12 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации от 26.06.2023 N ММ-П16-7912 ДСП.
Президентом Российской Федерации поручено Правительству Российской Федерации представить предложения по внесению в бюджетное законодательство Российской Федерации изменений, направленных на уточнение подходов к определению уровня дотационности местных бюджетов, исключив из его расчета дотации стимулирующего (поощрительного) характера.
Целью законопроекта является повышение качества организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях.
В соответствии с пунктом 7 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов местным бюджетам исходя из результатов достижения органами местного самоуправления значений показателей, установленных в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не допускается (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей).
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 138.4 Кодекса установлено, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местным бюджетам могут предоставляться дотации в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований. Методика распределения указанных дотаций и правила их предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Кодексом предусмотрена возможность предоставления местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации дотаций так называемого "стимулирующего (поощрительного) характера".
В настоящее время уровень дотационности муниципальных образований, в зависимости от которого на муниципальное образование статьей 136 Кодекса накладываются ограничения и предъявляются дополнительные требования, рассчитывается как отношение всех полученных муниципальным образованием дотаций и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, к общему объему доходов местных бюджетов, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями.
Поскольку больший объем дотаций обеспечивает более высокий уровень дотационности (и, соответственно, увеличение дополнительных ограничений для муниципального образования и требований к нему при осуществлении бюджетного процесса), муниципальные образования не заинтересованы в получении дотаций "стимулирующего (поощрительного) характера". В муниципальных образованиях, получивших такие дотации, могут возникнуть указанные неблагоприятные для них последствия, что прямо противоположно назначению таких дотаций.
Положения законопроекта направлены на устранение вышеуказанных противоречий.
В этих целях предлагается внести в статью 136 Кодекса изменения, предусмотрев, что при расчете уровня дотационности в общем объеме полученных муниципальным образованием дотаций не учитываются дотации, предоставленные местным бюджетам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований.
Указанные изменения направлены на исключение фактора, дестимулирующего муниципальные образования к участию в мероприятиях в целях получения из бюджета субъекта Российской Федерации дотаций "стимулирующего (поощрительного) характера".
По информации финансовых органов субъектов Российской Федерации, в 2022 году в группу дотационности с уровнем менее 5 % входило 18,4 % от общего количества муниципальных образований, в том числе 6,4 % муниципальных образований, не получающих дотации и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений. В группу с уровнем дотационности от 5 % до 19,9 % вошло 21,7 % муниципальных образований, от 20 % до 49,9 % - 34,3 %, от 50 % - 25,6 % муниципальных образований.
Объем иных дотаций в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований в 2022 году составил 4,2 млрд рублей. Доля таких дотаций в структуре иных дотаций составляет 5 %, получателями стали муниципальные образования в 42 субъектах Российской Федерации (в 2021 году - в 38 субъектах Российской Федерации).
Основную долю в структуре получателей данных дотаций заняли городские округа (2,8 млрд рублей, или 68,2 % от общего объема таких дотаций). Муниципальные районы получили дотации в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований в объеме 1,1 млрд рублей (26,1 % от общего объема таких дотаций).
Принятие законопроекта приведет к снижению уровня дотационности муниципальных образований.
Законопроектом предусматривается, что Федеральный закон "О внесении изменений в статью 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - федеральный закон) вступает в силу с 1 января 2024 года. Применение особого порядка вступления в силу федерального закона предлагается в целях избежания неоднозначного толкования необходимости применения его положений при расчете уровня дотационности муниципальных образований в 2023 году, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 136 Кодекса установление групп дотационности осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, на доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не потребует привлечения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет изменения доходов и расходов юридических и физических лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.