Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию"
(подготовлен Минсельхозом России 16.10.2023 г.)
Проекты федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию" и постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию" (далее соответственно - проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации) разработаны в целях ратификации Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию, подписанного в городе Москве 31 июля 2023 года (далее - Соглашение).
Соглашение разработано и подписано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2022 г. N 1173-р "О подписании Соглашения о правилах выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию".
Соглашение отвечает интересам Российской Федерации.
Целью Соглашения является сотрудничество в области выпуска (выдачи), обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию - бездокументарных неэмиссионных ценных бумаг, удостоверяющих право их держателей на получение у склада сельскохозяйственной продукции в количестве и качестве, определенных при выпуске (выдаче) этой бумаги, и предоставляющих право требования исполнения обязательств, обеспеченных залогом (далее - складские свидетельства).
Соглашением также предусмотрено взаимное признание государствами-членами ЕАЭС складских свидетельств, выпущенных (выданных) в государствах-членах ЕАЭС и соответствующих требованиям Соглашения.
Соглашением предусмотрены единые подходы к обращению и погашению складских свидетельств, требования к типовой форме публичного договора хранения, предоставлению складу права выпуска (выдачи) складских свидетельств, определены направления обеспечения государственного контроля в этой сфере, обязательные сведения, содержащиеся в складском свидетельстве, и перечень размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, касающихся функционирования национальной системы обращения складских свидетельств.
Соглашение позволит обеспечить положительный эффект устойчивого обращения бездокументарных складских свидетельств, в частности:
1. Развитие электронной торговли. Реестр складских свидетельств по своему функциональному назначению может являться маркетплейсом, что открывает возможность приобретения сельскохозяйственной продукции без личного контакта между продавцом и покупателем, тем самым упрощается поиск потенциальных контрагентов. Это особенно актуально в условиях территориальной удаленности хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС.
2. Развитие экспорта. Обеспечение устойчивого обращения складских свидетельств создаст условия для доверия к этому инструменту со стороны хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС и третьих стран.
3. Доступность кредитов. Сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность привлечения кредитных средств под залог складского свидетельства (то есть фактически под залог товара). Например, в Казахстане осуществляется кредитование под залог складского свидетельства (зерновой расписки), в Италии - складского свидетельства на сыр пармезан, находящийся на созревании.
4. Реализация товара с учетом конъюнктуры рынка. Сельскохозяйственные товаропроизводители получают возможность реализовать товар, хранящийся на складе, в период наступления благоприятной конъюнктуры рынка, а также снизить давление на рынок в условиях повышенного предложения товаров.
5. Развитие оптово-распределительных центров. Склады смогут выступать в качестве оптово-распорядительных центров, позволяя осуществлять наряду с хранением услуги по доработке, упаковке, маркировке товаров, а также формировать для держателей складских свидетельств партию товаров определенного объема и качества.
6. "Прозрачность" рынка. Уполномоченные государственные органы страны имеют возможность в режиме реального времени отслеживать загруженность складов, направления поставок товара, среднюю цену реализации товаров при условии реализации соответствующих сервисов при формировании реестра складских свидетельств.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, законодательством государства-члена ЕАЭС устанавливается:
порядок формирования и ведения реестра складских свидетельств*(1) (далее - реестр складских свидетельств);
внесение сведений о выпущенном (выданном) складском свидетельстве в реестр складских свидетельств;
виды сельскохозяйственной продукции, на которые выпускаются (выдаются) складские свидетельства;
типовая форма публичного договора хранения, в соответствии с которой оформляются отношения между складом и владельцем сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Положения Соглашения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Ратификация Соглашения не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Проект федерального закона, а также проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с особенностями вступления в силу Соглашения (статья 14) - не ранее 1 июня 2026 г., связанными с необходимость проведения подготовительных мероприятий в целях реализации положений, предусмотренных Соглашением, требующих внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации, разработку и утверждение реестра складских свидетельств, создание и утверждение Российской Федерации в электронной форме системы, обеспечивающей автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения информации, а также информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для обмена соответствующими сведениями между государствами - членами ЕАЭС в отношении выданных в обращение государствами - членами ЕАЭС и погашенных государствами - членами ЕАЭС складских свидетельств, потребуются изменения в действующие федеральные законы и акты Правительства Российской Федерации.
В проекте федерального закона и проекте постановления Правительства Российской Федерации отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования). Проект федерального закона и проект постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, касающихся соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
-------------------------------------------
*(1) Абзац четвертый статьи 1 Соглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.