Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по обучению в области охраны труда"
(подготовлен Минтрудом России 17.10.2023 г.)
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по обучению в области охраны труда".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
А.О. Котяков |
УТВЕРЖДЁН
приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от "__" _______ 2023 г. N _____
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по обучению в области охраны труда
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обучение охране труда работодателей и работников с целью предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
Группа занятий:
1212 |
Управляющие трудовыми ресурсами |
2359 |
Специалисты в области образования, не входящие в другие группы |
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
74.90 |
Деятельность профессиональная, научная, техническая прочая, не включенная в другие группировки |
85.42.9 |
Деятельность по дополнительному профессиональному образованию, не включенная в другие группировки |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Проведение обучения по охране труда |
6 |
Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (СУОТ) |
A/01.6 |
6 |
Обучение проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте |
A/02.6 |
6 |
|||
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим |
A/03.6 |
6 |
|||
Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты |
A/04.6 |
6 |
|||
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков |
A/05.6 |
6 |
|||
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда |
A/06.6 |
6 |
|||
B |
Управление обучением по охране труда |
7 |
Организация обучения по охране труда |
B/01.7 |
7 |
Контроль и оценка качества обучения по охране труда |
B/02.7 |
7 |
|||
Взаимодействие со структурами, участвующими в обучении по охране труда |
B/03.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Проведение обучения по охране труда |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Специалист по обучению вопросам охраны труда Инструктор по охране труда |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 3-х лет в области охраны труда при наличии высшего образования. Не менее 5-ти лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования |
Особые условия допуска к работе |
Обучение по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда не реже одного раза в три года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда*(3) При обучении по программе оказание первой помощи пострадавшим необходима подготовка по оказанию первой помощи в объеме не менее 8 часов и дополнительное профессиональное образование повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи Условия допуска специалистов к обучению работодателей и работников безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и(или) опасных производственных факторов, источников опасностей, работ повышенной опасности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства*(4) |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2359 |
Специалисты в области образования, не входящие в другие группы |
ЕКС*(5) |
- |
Специалист по охране труда |
ОКПДТР*(6) |
22659 |
Инженер по охране труда |
ОКСО*(7) |
2.20.03.01 |
Техносферная безопасность |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка (актуализация) программы обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ, учебно-методического обеспечения |
Разработка (актуализация) оценочных средств для проверки результатов освоения программы по охране труда | |
Подготовка к проведению занятий (написание лекций, составление планов занятий, подготовка презентаций) | |
Проведение обучения по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ с применением различных форм, видов и методов обучения | |
Контроль и оценка результатов освоения программы обучения по охране труда и функционирования СУОТ | |
Ведение документации по учету занятий и результатов проверки знания по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ | |
Необходимые умения |
Планировать занятия по обучению охране труда |
Составлять программы обучения и учебно-тематические планы занятий, планы проведения занятий, лекции, с использованием информационных технологий | |
Разрабатывать учебно-методическое обеспечение и оценочные средства для проведения проверки знания требований охраны труда с учетом специфики вида деятельности организации | |
Проводить занятия по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ с использованием различных форм, видов и методов обучения | |
Оценивать знания обучающихся по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ | |
Пользоваться единой общероссийской информационной системой по охране труда | |
Вести документацию по учету, проведённых занятий и результатов проверки знания по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ на бумажном и электронном носителях | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации |
Особенности функционирования объектов управления по охране труда, показатели и критерии СУОТ | |
Порядок и форма учета работников, подлежащих обучению по общим вопросам охраны труда и функционирования СУОТ | |
Методики разработки программ по обучению и составлению документов к проведению занятий | |
Методики разработки оценочных средств для проверки знания результатов освоения программы обучения по охране труда | |
Образовательные, информационные ресурсы, порядок и правила их использования в области охраны труда | |
Особенности организации обучения по охране труда на микропредприятиях | |
Требования к формированию комиссии по проверке знания требований охраны труда | |
Порядок обучения и проведения проверки знания требований охраны труда | |
Требования и порядок регистрации сведений в реестре обученных по охране труда лиц | |
Требования и порядок регистрации сведений в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда | |
Современные образовательные технологии обучения, включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение | |
Требования к ведению документации по учету, проведенных занятий по охране труда на бумажных и электронных носителях | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Обучение проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка занятий по обучению проведения инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте |
Подготовка перечня профессий и должностей, работники которых проходят инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте | |
Разработка (актуализация) программ обучения по проведению инструктажей по охране труда и учебно-методического обеспечения с использованием информационных технологий | |
Разработка (актуализация) программ прохождения стажировки на рабочем месте | |
Проведение инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте | |
Обучение работников, ответственных за организацию и проведение инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте, с применением различных форм, видов и методов обучения | |
Контроль и оценка результатов по обучению проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте | |
Ведение документации по учету проведённых занятий и результатов проверки знания по проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте | |
Необходимые умения |
Составлять программы и планы проведения занятий по проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте, с использованием информационных технологий |
Разрабатывать локальные нормативные акты устанавливающие требования к порядку проведения стажировки на рабочем месте, к работникам, ответственным за организацию и проведение стажировки на рабочем месте, а также к продолжительности и месту проведения стажировки на рабочем месте | |
Организовывать и проводить инструктажи по охране труда и стажировку на рабочем месте | |
Разрабатывать учебно-методическое обеспечение и оценочные средства для проверки знаний по обучению проведения инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте с учетом вида деятельности организации | |
Проводить занятия по обучению проведения инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте с использованием различных форм, видов и методов обучения | |
Оценивать результаты освоения знаний по проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте | |
Оформлять документы по итогам проведения инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте на бумажных и электронных носителях | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации |
Виды инструктажей по охране труда, сроки их проведения | |
Основания для освобождения от прохождения инструктажей по охране труда | |
Требования к организации проведения стажировки на рабочем месте | |
Состав информации при регистрации проведения инструктажа | |
Требования к лицам, проводящим инструктажи по охране труда | |
Перечень работ повышенной опасности | |
Перечень профессий и должностей работников, в обязательном порядке включаемых для прохождения стажировки на рабочем месте | |
Порядок формирования и утверждения перечня должностей и специальностей для прохождения стажировки | |
Формы стажировок на рабочем месте с учетом особенностей функционирования организаций | |
Порядок допуска работников к стажировке на рабочем месте и условия допуска стажера к самостоятельной работе | |
Методики разработки программ обучения по проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте и составлению документов к проведению занятий | |
Методики разработки оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения проведению инструктажей по охране труда и стажировки на рабочем месте | |
Порядок и форма учета работников, обученных по охране труда | |
Требования к современным электронным образовательным ресурсам, включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение | |
Образовательные, информационные ресурсы в области охраны труда, порядок и правила их использования | |
Виды, формы, методы и технологии обучения и проведения занятий | |
Требования к ведению документации по учёту проведённых занятий на бумажных и электронных носителях. | |
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка (актуализация) программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, учебно-методического обеспечения |
Разработка (актуализация) оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим | |
Подготовка к проведению занятий по оказанию первой помощи пострадавшим | |
Проведение обучения по оказанию первой помощи пострадавшим с применением различных форм, видов и методов обучения | |
Проведение практических занятий с применением технических средств обучения и наглядных пособий | |
Контроль и оценка результатов освоения программы обучения по оказанию первой помощи | |
Ведение документации по учету, проведённых занятий по обучению оказания первой помощи пострадавшим | |
Необходимые умения |
Составлять программу обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, учебно-тематические планы занятий, планы проведения занятий, лекции с использованием информационных технологий |
Разрабатывать учебно-методическое обеспечение и оценочные средства для проверки результатов освоения программы обучения по оказанию первой помощи пострадавшим | |
Проводить теоретические занятия с использованием различных форм, видов и методов обучения по оказанию первой помощи пострадавших | |
Проводить практические занятия по оказанию первой помощи пострадавшим с применением технических средств обучения и наглядных пособий | |
Пользоваться единой общероссийской информационной системой по охране труда | |
Оценивать знания обучающихся по оказанию первой помощи | |
Оказывать первую помощь пострадавшим | |
Вести документацию по учету, проведенных занятий по обучению оказания первой помощи пострадавшим на бумажных и электронных носителях | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации, законодательство об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации |
Нормативные правовые акты определяющие права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи пострадавшим и перечни мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшим | |
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь пострадавшим | |
Наборы средств и устройств, используемых для оказания первой помощи пострадавшим, их назначение и требования к комплектации | |
Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам | |
Последовательность действий на месте происшествия с соблюдением правил личной безопасности и обеспечения безопасных условий при оказании первой помощи пострадавшим | |
Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса | |
Порядок и форма учета работников, подлежащих обучению по оказанию первой помощи пострадавшим | |
Методики разработки программ по обучению и составлению документов к проведению занятий | |
Методики разработки оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения | |
Виды, формы, методы и технологии обучения и проведения занятий | |
Требования к современным электронным образовательным ресурсам, включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение | |
Образовательные, информационные ресурсы, порядок и правила их применения | |
Особенности организации обучения по программе оказания первой помощи пострадавшим на микропредприятиях | |
Порядок проведения проверки знания по оказанию первой помощи пострадавшим | |
Требования и порядок регистрации сведений в реестре обученных по охране труда лиц | |
Требования к ведению документации по учету проведенных занятий на бумажных и электронных носителях | |
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты |
Код |
A/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка (актуализация) программ обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ), учебно-методического обеспечения |
Разработка и обновление оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения по использованию (применению) СИЗ | |
Обучение работодателей и работников выбору СИЗ на рабочем месте, их использованию (применению), методам ношения | |
Проведение практических занятий по обучению методам выбора и применения СИЗ, ознакомлению со способами проверки их работоспособности и исправности | |
Проведение тренировки работников по применению СИЗ | |
Обучение методам правильного ношения СИЗ | |
Оценка результатов освоения программы обучения по использованию (применению) СИЗ | |
Ведение документации по учету, проведенных занятий по использованию (применению) СИЗ | |
Необходимые умения |
Составлять программы обучения по использованию (применению) СИЗ, учебно-тематические планы занятий, планы проведения занятий, лекции с использованием информационных технологий |
Разрабатывать учебно-методические материалы и оценочные средства для проверки результатов освоения программы обучения по использованию (применению) СИЗ с учётом специфики вида деятельности организации | |
Организовывать и проводить обучение по применению СИЗ с использованием различных форм, видов и методов обучения, технических средств и наглядных пособий | |
Выбирать и использовать СИЗ с учетом результатов специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, принципов действия, назначения, показателей защитных и эксплуатационных свойств, конструктивных особенностей, специфики выполняемых в организации работ | |
Применять технические средства обучения, наглядные пособия | |
Проводить практические занятия по применению СИЗ для соответствующих категорий работников | |
Проводить осмотр правильности ношения СИЗ | |
Оценивать знания обучающихся по использованию (применению) СИЗ | |
Вести документацию по учету, проведенных занятий по использованию (применению) СИЗ на бумажных и электронных носителях | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения работников средствами индивидуальной защиты |
Законодательство о стандартизации в Российской Федерации, устанавливающее требования к СИЗ | |
Правила обеспечения работников и Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств | |
Требования, предъявляемые к содержанию программ обучения по использованию (применению) СИЗ | |
Методики разработки программ по обучению и составлению документов к проведению занятий по использованию(применению) СИЗ | |
Методики разработки оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения по вопросам использования(применения), ношения СИЗ | |
Требования к современным электронным образовательным ресурсам, включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение | |
Электронные, информационные ресурсы по учету и выдачи СИЗ работникам, порядок и правила их использования | |
Категории работников, подлежащих обучению по использованию (применению) СИЗ | |
Виды, формы, методы, технологии обучения и проведения практических занятий по использованию (применению), ношению СИЗ | |
Классификация СИЗ в зависимости от назначения, по степени риска причинения вреда пользователю, по защитным свойствам, порядок и место их хранения | |
Перечень СИЗ, применение которых требует практических навыков, способы проверки работоспособности и исправности | |
Порядок обеспечения работников СИЗами, составления заявок (заказов) и выдачи | |
Требования к порядку подготовки, проверки исправности СИЗ и к их изъятию из обращения при обнаружении неисправности | |
Требования, предъявляемые к содержанию СИЗ и эксплуатационной документации, формы подтверждения соответствия | |
Особенности организации обучения по охране труда на микропредприятиях | |
Требования к оценке знаний обучающихся по использованию (применению) СИЗ и порядок проведения проверки знания | |
Требования к ведению документации по учету, проведенных занятий на бумажных и электронных носителях | |
Другие характеристики |
- |
3.1.5. Трудовая функция
Наименование |
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков |
Код |
A/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка (актуализация) программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных производственных факторов (далее - ВПФ) и (или) опасных производственных факторов (далее - ОПФ), источников опасности (ОИ) |
Разработка(актуализация) оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Подготовка к проведению занятий по обучению безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО с применением различных форм, видов и методов обучения | |
Оценка результатов освоения программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Применение безопасных методов и приемов выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Ведение документации по учету, проведенных занятий по обучению безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Необходимые умения |
Составлять программы обучения с учетом специфики вида деятельности организации, учебно-тематические планы занятий, планы проведения занятий, лекции, с использованием информационных технологий |
Разрабатывать учебно-методические материалы и оценочные средства для проверки результатов освоения программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО с учётом специфики вида деятельности организации | |
Проводить занятия с использованием различных форм, видов и методов обучения, технических средств и наглядных пособий | |
Пользоваться единой общероссийской информационной системой по охране труда | |
Применять (использовать) безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Оценивать знания обучающихся по программе безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии ВПФ и(или) ОПФ, ИО | |
Вести документацию по учету, проведенных занятий по обучению безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и ОПФ, ИО на бумажных и электронных носителях | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации, |
Законодательство Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения | |
Нормативные правовые акты регулирующие проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте, оценку профессиональных рисков | |
Нормативные правовые акты, устанавливающие гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности ВПФ и (или) ОПФ, ИО для человека | |
Общие сведения, характеристики, свойства ВПФ и (или) ОПФ, ИО и последствия, к которым может привести их воздействие на организм человек | |
Методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор ВПФ и ОПФ | |
Методы оценки профессиональных рисков и мероприятия по снижению уровней профессиональных рисков | |
Форма и порядок учета работников, подлежащих обучению безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и ОПФ,ИО | |
Методики разработки программ по обучению по обучению безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и ОПФ, ИО и составлению документов к проведению занятий | |
Методики разработки оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и ОПФ,ИО | |
Требования к современным электронным образовательным ресурсам, включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение | |
Образовательные, информационные ресурсы, порядок и правила их использования | |
Виды, формы, методы и технологии обучения и проведения занятий | |
Требования к оценке знания обучающихся и порядок проведения проверки знаний по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии ВПФ и ОПФ, ИО | |
Требования к ведению документации по учету проведенных занятий на бумажных и электронных носителях | |
Другие характеристики |
- |
3.1.6. Трудовая функция
Наименование |
Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда |
Код |
A/06.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка(актуализация) программы обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности с использованием информационных технологий |
Разработка и обновление оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности | |
Подготовка к проведению занятий по обучению безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности | |
Проведение обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности с применением различных форм, видов и методов обучения | |
Оценка результатов освоения программы обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности | |
Применение безопасных методов и приемов выполнения работ повышенной опасности | |
Ведение документации по учету, проведенных занятий по обучению безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности | |
Необходимые умения |
Разрабатывать учебно-методическое обеспечение и составлять программы обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности с использованием информационных технологий |
Разрабатывать оценочные средства для проверки результатов освоения программы с учётом специфики вида деятельности организации | |
Составлять учебно-тематические планы занятий, планы проведения занятий, лекций | |
Проводить занятия с использованием различных форм, видов и методов обучения, технических средств и наглядных пособий | |
Пользоваться единой общероссийской информационной системой по охране труда | |
Оценивать знания обучающихся по программе безопасные методы и приёмы выполнения работ повышенной опасности | |
Применять безопасные методы и приемы выполнения работ повышенной опасности | |
Вести документацию по учету, проведенных занятий обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности на бумажных и электронных носителях | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации |
Перечень работ повышенной опасности и порядок их выполнения | |
Перечень работ и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте | |
Меры защиты от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов | |
СИЗ защиты от воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов | |
Мероприятия по снижению уровней профессиональных рисков | |
Принципы планирования и требования к оформлению документов о планировании обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности | |
Форма и порядок учета работников, подлежащих обучению | |
Методики разработки программ по обучению и составлению документов по подготовке к проведению занятий | |
Методики разработки оценочных средств для проверки результатов освоения программы обучения | |
Требования к современным электронным образовательным ресурсам, включая дистанционные образовательные технологии, электронное обучение | |
Образовательные, информационные ресурсы, порядок и правила их использования | |
Виды, формы, методы и технологии проведения занятий | |
Безопасные методы и приемы выполнения работ повышенной опасности | |
Порядок назначения лиц ответственных за организацию и выполнение работ повышенной опасности | |
Требования к оценке знания обучающихся и порядок проведения проверки знаний по программе обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности | |
Требования к ведению документации по учету, проведенных занятий на бумажных и электронных носителях | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление обучением по охране труда |
Код |
B |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Руководитель организации Заместитель руководителя организации Руководитель отдела (структурного подразделения) Заместитель руководителя отдела (структурного подразделения) |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - магистратура, специалитет или Высшее образование (непрофильное) - магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности |
Требования к опыту практической работы |
Не менее 4 лет в области охраны труда |
Особые условия допуска к работе |
Обучение по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда не реже одного раза в три года путем личного присутствия или дистанционно, а также на сайте единой общероссийской системы по охране труда |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности не реже одного раза в пять лет |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1212 |
Управляющие трудовыми ресурсами |
ЕКС |
- |
Специалист по охране труда |
ОКПДТР |
22659 |
Инженер по охране труда |
24075 |
Менеджер (в прочих функциональных подразделениях (службах)) |
|
ОКСО |
2.20.03.01 |
Техносферная безопасность |
2.20.04.01 |
Техносферная безопасность |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация обучения по охране труда |
Код |
B/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Организация текущего и перспективного планирования деятельности обучения по охране труда |
Планирование проведения занятий по обучению работодателей, работников вопросам охраны труда | |
Подбор специалистов для реализации программ по обучению охране труда и проверки знания требований охраны труда | |
Управление всеми видами ресурсов, обеспечивающих деятельность по обучению охране труда и проверки знания требований охраны труда | |
Применение в профессиональной деятельности локальных нормативных актов, регулирующих разработку и реализацию программ по обучению в области охраны труда | |
Информирование работников о вводимых в действие новых и актуализированных законодательных и нормативных правовых актов по охране труда | |
Координация деятельности персонала по выполнению учебных планов и программ обучения в области охраны труда | |
Организация разработки/актуализации программ или профессиональных модулей, практических занятий и необходимой учебно-методической документации, в том числе оценочных средств | |
Внедрение инновационных программ и технологий в организационные, обучающие процессы | |
Обеспечение пополнения, учета и сохранности учебной материальной базы | |
Обеспечение защиты персональных данных лиц, проходящих обучение по охране труда | |
Формирование комиссии по проверке знания требований охраны и подготовка приказа об утверждении ее состава | |
Обеспечение условий выполнения требований к организации проводящей обучение своих работников вопросам охраны труда без привлечения организаций, оказывающих услуги по обучению вопросам охраны труда | |
Обеспечение передачи сведений в реестр обученных лиц по охране труда | |
Организация повышения квалификации персонала, прохождения независимой оценки квалификации работников принимающих участие в проведении обучения по охране труда | |
Организация ведение отчетной документации в соответствии с установленной номенклатурой дел и сроками установленными нормативными правовыми актами | |
Необходимые умения |
Планировать проведение занятий по обучению охране труда |
Определять цели, задачи по развитию организации (структурного подразделения) | |
Определять потребность и привлекать ресурсы, обеспечивающие деятельность организации и проведению обучения по охране труда | |
Подготавливать документы для аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда | |
Готовить документы для регистрации в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих обучение своих работников вопросам охраны труда | |
Разрабатывать локальные нормативные акты регулирующие деятельность обучения по охране труда | |
Распределять обязанности среди персонала с целью выполнения учебных планов и программ обучения по охране труда | |
Создавать условия по реализации программ обучения по охране труда с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | |
Руководить разработкой (актуализацией) программ обучения, практических занятий, необходимой учебно-методической документации с использованием электронных ресурсов | |
Оказывать помощь специалистам в обучении по охране труда в освоении и разработке инновационных программ и технологий | |
Определять оптимальную наполняемость и режимы работы групп обучающихся | |
Обеспечивать учет, сохранность и периодичность пополнения учебной материальной базы | |
Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, локальных нормативных актов в области обработки персональных данных определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к документации лиц проходящих(прошедших) обучение по охране труда | |
Организовывать работу по проведению проверки знаний требований охраны труда у лиц, прошедших обучение по охране труда | |
Формировать комиссии по проверке знания требований охраны труда | |
Осуществлять передачу сведений в реестр обученных лиц по установленной форме | |
Составлять расписание занятий, отчетную документацию и организовывать её хранение | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда |
Законодательство Российской Федерации о персональных данных | |
Нормативные правовые акты, регулирующие организацию и проведение обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда | |
Принципы планирования и требования к оформлению и хранению документов обучения по охране труда | |
Теория и методы реализации систем управления в организации, перспективные направления развития и тенденции развития | |
Основы менеджмента организации | |
Методы мотивации и управления персоналом | |
Способы повышения эффективности использования имеющихся ресурсов | |
Основы управления процессами обучения по охране труда | |
Современные информационно-коммуникационные технологии применяемые организацией (структурным подразделением) для обучения охране труда | |
Принципы, методы, технологии и требования к разработке(актуализации) программ, необходимой учебно-методической документации, в том числе оценочных средств | |
Электронные ресурсы, необходимые для разработки(актуализации) программ обучения охране труда, необходимой учебно-методической документации, оценочных средств | |
Методики применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения | |
Требования к формированию и составу комиссии по проверке знания требований охраны труда | |
Инструкция(порядок) работы в единой общероссийской справочно-информационной системе по охране труда | |
Состав, требования и порядок регистрации сведений в реестре обученных лиц по охране труда | |
Порядок составления расписания занятий и учебных планов | |
Требования, предъявляемые к специалистам по обучению охране труда | |
Требования к организации, проводящей обучение по охране труда своих работников без привлечения организаций оказывающих услугу по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда | |
Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда и требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услугу по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда | |
Требования к отчётности организации осуществляющей обучение по охране труда | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Контроль и оценка качества обучения по охране труда |
Код |
B/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Осуществление мониторинга, контроля эффективности и результативности деятельности по обучению в области охраны труда |
|||||
Контроль выполнения персоналом плановых заданий, должностных обязанностей | ||||||
Контроль качества проведения учебного процесса и объективности результатов по обучению охраны труда | ||||||
Контроль расходования средств на выполнение мероприятий по организации и проведению обучения по охране труда | ||||||
Организация контроля по защите персональных данных лиц проходящих обучение по охране труда | ||||||
Необходимые умения |
Осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и результативности деятельности организации по обучению охраны труда и принимать управленческие решения |
|||||
Контролировать выполнения плановых заданий и учебной нагрузки обучающихся, должностных обязанностей специалистов по обучению охраны труда | ||||||
Осуществлять контроль качества учебного процесса обучения по охране труд | ||||||
Контролировать расходование средств на выполнение мероприятий процесса обучения по охране труда | ||||||
Контролировать процесс передачи сведений в реестр обученных лиц по охране труда | ||||||
Контролировать подготовку документов организации для прохождения аккредитации на право оказания услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда | ||||||
Контролировать подготовку документов организации для прохождения регистрации в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих обучение своих работников вопросам охраны труда | ||||||
Осуществлять контроль по защите персональных данных обучающихся и работников организации | ||||||
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда Российской Федерации |
|||||
Методы и инструменты мониторинга и оценки качества освоения программ обучения | ||||||
Критерии, формы и методы контроля результатов учебной деятельности в области охраны труда | ||||||
Правила аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда и требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услугу по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда | ||||||
Законодательство Российской Федерации по защите персональных данных | ||||||
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Взаимодействие со структурами, участвующими в обучении по охране труда |
Код |
B/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение цели и порядка взаимодействия с участниками отношений в сфере обучения охраны труда, в том числе сетевого взаимодействия |
Внедрение цифровых технологий в управлении деятельностью обучения по охране труда | |
Организация взаимодействия с органами государственного управления, работодателями, общественными и другими организациями, представителями средств массовой информации (далее - СМИ) | |
Ведение переговоров о намерении заключить договор с организациями по обучению охране труда, в том числе гражданско-правовых договоров | |
Организация и проведение учебно-методических совещаний, семинаров и вебинаров в области охраны труда | |
Взаимодействие с другими организациями оказывающими услуги по обучению охраны труда с целью совершенствования содержания, технологии и форм организации обучения | |
Формирование положительного имиджа обучающей организации | |
Оценка результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере обучения по охране труда | |
Выполнение установленных требований к организации проводящей обучение работодателей и работников (своих работников) вопросам охраны труда | |
Необходимые умения |
Определять потребности, направления и ожидаемые результаты взаимодействия с участниками отношений в сфере охраны труда |
Разрабатывать регламенты, механизмы и инструменты взаимодействия в сфере обучения по охране труда с заинтересованными сторонами, включая органы государственной власти и местного самоуправления, организациями и работодателями | |
Осуществлять взаимодействие организации с, органами государственной власти, представителями СМИ, социальными партнерами | |
Развивать социальное партнерство | |
Проводить переговоры, консультации с заинтересованными организациями и их подразделениями в области охраны труда | |
Подготавливать проекты договоров, в том числе гражданско-правовые с заинтересованными организациями | |
Организовывать и проводить совещания, семинары | |
Оценивать и контролировать эффективность взаимодействия с участниками отношений в сфере деятельности по охране труда | |
Взаимодействовать с органами государственного и ведомственного контроля (надзора) в сфере охраны труда, контроля за соблюдением требований и условий при осуществлении деятельности | |
Необходимые знания |
Государственные нормативные требования охраны труда |
Нормативные документы, регулирующие сетевое взаимодействие и использование цифровых технологий в управленческой деятельности по организации обучения требованиям охраны труда | |
Механизмы организации сетевого взаимодействия и использования цифровых технологий в управленческой деятельности | |
Регламенты(стандарты) взаимодействия организации с органами государственной власти, общественными структурами, представителями СМИ | |
Методы и технологии ведения переговоров, при взаимодействии с заинтересованными структурами по вопросам организации и проведения обучения по охране труда | |
Требования к оформлению договоров, в том числе гражданско- правового характера, по обучению охраны труда | |
Деловой этикет и нормы делового общения | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (СПК СТС), город Москва |
Председатель Юрий Викторович Герций |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1. |
Автономная некоммерческая организация "Научно-технический центр "ТЕХНОПРОГРЕСС" (АНО НТЦ "ТЕХНОПРОГРЕСС"), город Москва |
2. |
Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений" (ОУП ВО "АТиСО"), город Москва |
3. |
Общероссийское межотраслевое объединение работодателей "Ассоциация "Безопасность и качество" (ОМОР "Ассоциация "БиК"), город Москва |
4. |
Общество с ограниченной ответственностью "Межотраслевой центр оценки квалификации "ТЕХНОПРОГРЕСС" (ООО "МЦОК "ТЕХНОПРОГРЕСС"), Москва |
5. |
Общество с ограниченной ответственностью Центр оценки квалификаций "Партнёрство" (ООО ЦОК "Партнёрство"), город Пермь |
6. |
Общество с ограниченной ответственностью "Томский областной центр охраны труда" (ООО "ТОЦОТ"), город Томск |
7. |
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Оценки Квалификации и Обучения N1" (ООО "ЦОКОN1"), город Москва |
8. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России (ФГБУ "ВНИИ труда"), город Москва |
9. |
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана(национальный исследовательский университет") (МГТУ им.Н.Э.Баумана), город Москва |
10. |
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнёрства" (ЧОУ ДПО "ИПБОТСППО") город Санкт-Петербург |
11. |
Частное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр "ИТЦПТМ" (ЧУ ДПО "Учебный центр "ИТЦПТМ"), город Хабаровск |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверке знания требований охраны труда"
*(4) Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации
организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда"
*(5) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(6) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(7) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 сентября 2024 г. сроком на 6 лет Минтруд предлагает ввести профстандарт для специалиста по обучению в области охраны труда.
Установят требования к образованию, обучению и опыту работы. Определят содержание трудовых функций.