Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О применении в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду"
(подготовлен Минприроды России 20.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О применении в 2024 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - проект постановления) подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации исходя из правоприменительной практики.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" ставки платы за негативное воздействие устанавливаются на 2016-2018 гг.
Отчётным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признаётся календарный год. Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон), с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2023 N 437 "О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" на 2023 отчетный год введен коэффициент 1,26, применяемый к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным на 2018 год. Ставка платы по загрязняющему веществу "Пыль каменного угля" в 2023 году установлена в размере 71,21 рублей за тонну.
В аналитических материалах и исследованиях Счетной палаты Российской Федерации, касающихся мониторинга реализации экологических мер регулирования в области охраны окружающей среды (доклад Счетной палаты Российской Федерации о результатах анализа деятельности органов государственной власти по обеспечению национальных интересов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации в 2008-2021 годах, Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации N 8 (285) 2021, отчет Счетной палаты Российской Федерации "О результатах контрольного мероприятия "Проверка эффективности администрирования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 2015-2016 годах платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" и пр.) отмечается, что к числу ключевых проблем реализации природоохранных мер относится значительное сокращение платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, снижение мотивации природопользователей к осуществлению природоохранных мероприятий, - затраты на реализацию природоохранных мероприятий в настоящее время не соразмерны размерам экологических платежей, в том числе и платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, размеры ставок платы в настоящее время являются существенно заниженными и требуют системного повышения для обеспечения стимулирующего эффекта на реализацию природоохранных мероприятий природопльзователями.
Проект постановления направлен на сохранение ставок платы на уровне 2018 года и предусматривает их индексацию на размер индекса потребительских цен в целях недопущения снижения самих ставок платы, а также недопущения снижения стимулирующей функции платы.
Согласно сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (с сайта Минэкономразвития России), прогнозируемый размер индекса потребительских цен на конец 2024 года сложится на уровне 4,5%.
Проект постановления предусматривает установление размера ставок платы за негативное воздействие в 2024 году на уровне 2018 года с учётом их индексации на коэффициент 1,32 (1,26 х 1,045).
Ставка платы по загрязняющему веществу "Пыль каменного угля" в 2024 году устанавливается на уровне 74,41 рублей за тонну (71,21 х 1,045).
Предлагаемые проектом постановления ставки платы будут применяться за отчётный период по плате 2024 года.
Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду установлена нормами Закона.
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечёт за собой применение мер административного воздействия, а также её взыскание в добровольном и принудительном порядках.
Учитывая, что за 2022 отчетный год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 18,9 млрд руб. доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду (без учёта платы за размещение твёрдых коммунальных отходов, существенный вклад в которую вносит плата за размещение твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные), ставки по которой не индексируются до 2024 года), принятие проекта постановления повлечёт за собой увеличение поступлений доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за отчётный 2024 год оценочно на 1 млрд руб. Указанные поступления могут рассматриваться в качестве дополнительного источника финансирования субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления природоохранных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 N 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" средства от платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01.09.2022 "окрашиваются" и будут направляться на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда, а при их отсутствии на иные природоохранные мероприятия в соответствии с планами мероприятий, утверждаемыми субъектами Российской Федерации по согласованию с Минприроды России.
Также принятие проекта постановления позволит уполномоченному федеральному органу исполнительной власти осуществлять администрирование платежей, прием и обработку деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду от плательщиков.
Не установление ставок платы на 2024 год приведет к возникновению правового пробела в законодательстве (у хозяйствующих субъектов не будет понимания по каким ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду следует исчислять плату), что в свою очередь, приведет к правовой неопределенности и ограничению прав, исполнению обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по соблюдению требований по исчислению и внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В проекте постановления не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (обязательные требования).
Проектом постановления не вводятся дополнительные запреты, ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта постановления.
Предлагаемые проектом постановления решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29 мая 2014 г.), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.