Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии"
(подготовлен Минэнерго России 20.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" (далее - проект постановления) подготовлен Минэнерго России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации N 6637-П51-АН от 4 августа 2023 года и предполагает внесение изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" и в Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности".
Изменения направлены на реализацию мер поддержки генерирующих объектов солнечной генерации, отобранных по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее - отбор проектов), проведенного в 2021 году, в целях компенсации связанного с конъюнктурными изменениями на внешних и внутреннем рынках сырья, оборудования и компонентов резкого роста капитальных вложений в строительство таких объектов.
Проектом постановления предусмотрено применение в отношении показателя эффективности (Пэфф) генерирующего объекта при расчете подлежащей компенсации за счет платы за мощность части требуемой суммы средств вместо индекса потребительских цен (ИПЦ) повышающего коэффициента, отражающего отношение индекса цен производителей промышленных товаров, за исключением продукции топливно-энергетического комплекса (ИЦП без ТЭК), который более точно отражает указанные конъюнктурные изменения, влияющие на размер капитальных вложений в проекты строительства функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии генерирующих объектов, к ИЦП. Указанное изменение коснется 18 проектов строительства генерирующих объектов солнечной генерации совокупной мощностью 774,84 МВт, плановые даты начала поставки по которым приходятся на период с 2024 по 2026 гг.
Применение коммерческим оператором при расчете части требуемой суммы средств, подлежащей компенсации за счет платы за мощность, указанного коэффициента предусмотрено в целях индексации значений показателя эффективности Пэфф, определенного в результате отбора проектов 2021 года, на период инвестиционной фазы проекта строительства генерирующего объекта солнечной генерации с года отбора проектов (2021 год) до года, предшествующего плановой дате начала поставки мощности. В период поставки мощности по договорам о предоставлении мощности указанных квалифицированных генерирующих объектов (ДПМ ВИЭ) предусмотрено сохранение действующего подхода в части применения индекса потребительских цен (ИПЦ). Такой порядок расчета части требуемой суммы средств, подлежащей компенсации за счет платы за мощность, для указанных проектов будет применяться коммерческим оператором начиная с 2024 года (согласно актуальным параметрам заключенных ДПМ ВИЭ начало поставки мощности запланировано с июля 2024 года).
Указанное снижение базовых предельных величин годового объема поддержки использования возобновляемых источников энергии определено по результатам проведенной Минэнерго России оценки прогнозного прироста стоимости мощности генерирующих объектов солнечной генерации, отобранных по результатам отбора проектов 2021 года, в соответствии с данными Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, опубликованном 14 апреля 2023 года (Таблица 1). В целях обеспечения соответствия прогнозных показателей фактическим и недопущения возможных отклонений совокупного платежа за мощность объектов солнечной генерации от плановых показателей объемов поддержки, определенных Основными направлениями, при расчете части требуемой суммы средств, подлежащей компенсации за счет платы за мощность, проектом постановления предусмотрено использование коэффициента k, равного отношению индексов (индекса цен производителей промышленных товаров, за исключением продукции топливно-энергетического комплекса к индексу потребительских цен для соответствующих лет), использованных при определении размера снижения базовых предельных величин годового объема поддержки использования возобновляемых источников энергии.
Таблица 1. Индексы, используемые для определения снижения базовых предельных величин годового объема поддержки использования возобновляемых источников энергии и индексации значений показателя эффективности (Пэфф)
Год |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
Индекса цен производителей промышленных товаров, за исключением продукции топливно-энергетического комплекса (ИЦП без ТЭК) |
Коэффициент k (отношение ИЦП без ТЭК / ИПЦ) |
2021 |
1,0839 |
1,1779 |
1,0867 |
2022 |
1,1194 |
1,0857 |
0,9699 |
2023 |
1,0534 |
1,0152 |
0,9637 |
2024 |
1,0403 |
1,0584 |
1,0174 |
2025 |
1,0403 |
1,0426 |
1,0022 |
В целях сохранения плановых величин объемов ввода установленной мощности генерирующих объектов солнечной генерации также предусмотрено внесение изменений в приложение 41 к Основным направлениям в части снижения базовых предельных величин показателя эффективности (в ценах 2021 года). Размер снижения базовых предельных величин показателя эффективности для генерирующих объектов солнечной генерации составит 13 %, что позволит обеспечить сохранение ранее планируемых показателей, а именно ежегодный объем строительства объектов солнечной генерации в объеме не менее 50 МВт в период с 2029 по 2035 год включительно. Реализация указанных изменений порядка расчета части требуемой суммы средств, подлежащей компенсации за счет платы за мощность, для проектов СЭС, отобранных в 2021 году, не отразится на уровне нерегулируемых цен оптового рынка за счет снижения объемов поддержки (в ценах 2021 года) использования возобновляемых источников энергии, установленных в отношении генерирующих объектов солнечной генерации с плановой датой начала поставки мощности с 2029 по 2035 год. В то же время реализация указанных изменений позволит обеспечить за счет строительства 774,84 МВт солнечной генерации выполнение целевых показателей федерального проекта "Чистая энергетика", согласно которому к 2027 году совокупная установленная мощность объектов ВИЭ-генерации должна превысить 9 ГВт.
Проектом постановления также урегулированы вопросы согласования с системным оператором мест размещения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, в целях оптимизации структуры генерации в ЕЭС России и во избежание риска ухудшения параметров работы ЕЭС России при осуществлении диспетчеризации работы указанных объектов. Для отборов проектов, проводимых после 1 января 2024 года, системный оператор будет определять перечень территорий с наличием ограничений по строительству новых генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. В целях дальнейшей проработки вопроса по введению порядка согласования мест размещения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, проект постановления предусматривает разработку Минэнерго России до 1 марта 2024 года соответствующих предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации. Ввиду целесообразности проведения очередного отбора проектов с учетом разрабатываемых новых требований по согласованию мест размещения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, а также расширения территорий, на которых возможно строительство указанных объектов, за счет включения регионов Дальнего Востока в состав ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности, проект постановления предусматривает перенос очередного отбора проектов, запланированного в 2024 году, на декабрь 2024 года.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые проектом постановления изменения положительно повлияют на достижение целей, предусмотренных государственной программой Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321, в части развития и распространения технологий использования возобновляемых источников энергии и распределенной генерации.
Проект постановления соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.