Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 564"
(подготовлен Минфином России 26.10.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 564" (далее соответственно - проект постановления, Постановление N 564) разработан по результатам:
проработки, осуществленной во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции А.Р. Белоусова от 2 мая 2023 г. N 1495-П13-АБ о проведении анализа предложений Мэра Москвы С.С. Собянина об увеличении предельного размера платы, взимаемой операторами электронных площадок с участников закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 24 мая 2023 г. N 22975-П13 о рассмотрении предложений об увеличении такой платы, представленных ПАО "Сбербанк" (письмо от 15 мая 2023 г. N 01-исх/109) и Главой (Раисом) Республики Татарстан (письмо от 4 мая 2023 г. N 01-4073), пункта 1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 25 июля 2023 г. N 6054-П13-АБ о распространении на иные торги, проведение которых на электронной площадке, специализированной электронной площадке является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - торги), платы, предусмотренной Постановлением N 564, а также поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 10 октября 2023 г. N 11563-П13-АБ о рассмотрении предложений ООО "Деловая России" (письмо от 28 сентября 2023 г. N 1915) об увеличении платы, взимаемой с участников закупок, и о введении платы с участников торгов, в связи с чем проведение анализа правоприменительной практики не требуется;
обсуждений, состоявшихся на совещаниях в Минфине России 31 мая 2023 г. с участием представителей Правительства Москвы, Правительства Республики Татарстан, ПАО "Сбербанк", операторов электронных площадок и 22 сентября 2023 г. с участием представителей Минэкономразвития России, ФАС России, Казначейства России, АО "Корпорации МСП", ТПП России, РСПП, ООО "Опора России", ООО "Деловая Россия", операторов электронных площадок.
1. Представителями операторов электронных площадок на вышеуказанных совещаниях представлены следующие причины необходимости увеличения размеров платы, взимаемой с участников закупок:
операторы электронных площадок несут расходы, связанные с доработками функционала электронных площадок, в том числе в связи с внесением изменений в законодательство Российской Федерации;
с 2018 года увеличилось число закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при проведении которых плата взимается в меньшем размере (не более 2 тыс. рублей);
в 2022 году усилились хакерские атаки, повлекшие увеличение затрат на обеспечение функционирования электронных площадок, а также отмечается увеличение расходов в связи с ростом уровня оплаты труда программистов;
принятые в 2022 году меры, направленные на обеспечение конфиденциальности информации о закупках по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) (постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 301) в условиях внешнего санкционного давления и для защиты поставщиков от введения в отношении них "вторичных санкций", повлекли перевод проведения части закупок на специализированную электронную площадку, что, в свою очередь, привело к сокращению количества процедур, проводимых на электронных площадках.
По результатам рассмотрения указанных причин увеличение всех действующих размеров платы является необоснованным, поскольку:
проведенный Минфином России анализ показателей финансовых результатов, содержащихся в бухгалтерской отчетности, ежегодно представляемых в соответствии с пунктом 7 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656, свидетельствует о стабильном финансовом состоянии операторов электронных площадок в настоящее время;
по сравнению с началом функционирования электронных площадок в 2018 году отмечается рост выручки, рост валовой прибыли, наличие чистой прибыли, а также отсутствие увеличения стоимости нематериальных активов и основных средств операторов электронных площадок, сопоставимого с увеличением показателей выручки и прибыли, что свидетельствует об отсутствии необходимости существенных вложений в нематериальные активы и основные средства для обеспечения реализации изменений, внесенных в Закон N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ и подзаконные акты, принятые в их реализацию;
отсутствует значительное количество изменений после издания Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые могли бы повлечь существенные доработки функционала электронных площадок.
2. В связи с представлением операторами электронных площадок информации (коллективное письмо от 8 сентября 2023 г. N 3833НА), согласно которой величина накопленной инфляции с момента установления действующего размера платы по состоянию на 1 августа 2023 г. составила 41,4 %, величина минимального размера оплаты труда выросла более чем на 45 %, учитывая поддержку увеличения предельных размеров платы со стороны ООО "Деловая Россия", отрицательную позицию Минэкономразвития России и АО "Корпорации МСП" в части увеличения предельного размера платы, взимаемой с субъектов малого и среднего предпринимательства, проектом постановления предлагается увеличить предельный размер платы с 5 до 7,5 тыс. рублей только в отношении участников закупок, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, самозанятыми гражданами.
Размер увеличения (на 50 %) проектируется на основании информации операторов электронных площадок (коллективное письмо от 8 сентября 2023 г. N 3833НА).
В целях защиты интересов и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых граждан, предусматривается сохранение:
действующего предельного размера платы (2 тыс. рублей), взимаемой при осуществлении в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
действующего предельного размера платы (5 тыс. рублей), взимаемой с субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых граждан при их участии в иных закупках.
3. Порядок проведения торгов на электронных площадках установлен различными нормативными правовыми актами и не унифицирован. При проведении многих торгов не урегулирован вопрос взимания оператором электронной площадки платы с участников торгов за проведение торгов, в связи с чем по информации операторов электронных площадок возмещение затрат на обеспечение их проведения, на доработку функционала электронной площадки осуществляется за счет иных источников дохода оператора электронной площадки, в том числе за счет платы, взимаемой с участников закупок.
В этой связи с учетом пункта 1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 25 июля 2023 г. N 6054-П13-АБ проект постановления предусматривает введение возможности операторов электронных площадок взимать плату с участников торгов за заключение договора по результатам проведения торгов в порядке и размере, установленных Постановлением N 564 для взимания платы с участников закупок, если иные порядок и размеры взимания платы не установлены нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы проведения соответствующих торгов.
В проекте постановления отсутствуют положения о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Дополнительно следует отметить, что отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере действия законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, исключены из сферы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 4 части 2 статьи 1 указанного Федерального закона), а положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются к организации и осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 15 части 4 статьи 2 указанного Федерального закона).
Реализация проекта постановления не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет негативные социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.