Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 25.10.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях установления круга лиц, имеющих право на лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях, находящихся в ведении Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет, санаторно-курортная организация).
Разработка законопроекта обусловлена в том числе созданием федерального государственного казенного учреждения "Санаторий Следственного комитета Российской Федерации "Родина" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 3600-р), а также необходимостью закрепления в Федеральном законе от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" правовых оснований для его функционирования.
Частью 20.1 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" предусмотрена оплата проезда сотруднику Следственного комитета и одному из членов его семьи один раз в год стоимости проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (кроме такси) транспортом к месту лечения в санаторно-курортной организации, подведомственной Следственному комитету, и обратно.
Вместе с тем, в действующей редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" не предусмотрены положения, определяющие круг лиц, направляемых на лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортную организацию, предусматривающие получение путевки и определение размера ее оплаты, а также полномочие Председателя Следственного комитета Российской Федерации на установление особенностей организации медицинского обеспечения, в том числе в санаторно-курортной организации.
При этом для сотрудников иных государственных органов (МВД России, Росгвардия, ФСИН России ФССП России, ФТС России), а также для военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих данные социальные гарантии установлены федеральными законами (Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные вопросы регулируются приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.12.2017 N 200-100 "О дополнительной материальной поддержке работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и членов их семей, находящихся на отдыхе в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации".
При этом объем указанных социальных гарантий в отдельных государственных органах различается в зависимости от особенностей прохождения службы.
Так, например сотрудники МВД России, в отличие от сотрудников Следственного комитета, также имеют право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в любых санаториях, не только ведомственных, долечивание (реабилитацию) и медико-психологическую реабилитацию.
Отсутствие в Федеральном законе от 28.12.201 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" правовых оснований для издания соответствующего приказа Следственного комитета, регулирующего вопросы организации лечения и оздоровительного отдыха в санаторно-курортной организации, не позволяет издать и зарегистрировать нормативный правовой акт Следственного комитета, регулирующий вопросы организации деятельности санаторно-курортной организации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирующих вопросы санаторно-курортного лечения федеральных государственных служащих ряда государственных органов, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных федеральных органов исполнительной власти, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, содержат конструкцию "оздоровительный отдых".
В приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.12.2017 N 200-100 "О дополнительной материальной поддержке работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и членов их семей, находящихся на отдыхе в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации" соответствующие медицинские организации в целях обеспечения оздоровительного отдыха осуществляют проведение лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении работников и членов их семей, которые в течении календарного года использовали право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, что соответствует принципу "зеркальности" в вопросах социального обеспечения сотрудников Следственного комитета и прокурорских работников.
На основании изложенного, в целях недопущения ухудшения положения сотрудников Следственного комитета по сравнению с соответствующими категориями федеральных государственных служащих иных государственных органов, законопроектом предусматривается право действующих и уволенных сотрудников Следственного комитета, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, а также вдов (вдовцов) погибших (умерших) сотрудников на лечение и оздоровительный отдых в санаторно-курортной организации, подведомственной Следственному комитету.
Законопроект устанавливает возможность сотрудников Следственного комитета, пенсионеров Следственного комитета и членов семей указанных лицу, членов семей погибших (умерших) сотрудников на оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях, подведомственных Следственному комитету, без лечения и продолжительностью менее 14 календарных дней. При этом указанные лица будут оплачивать за счет собственных средств питание и проживание. Таким образом медицинское обеспечения санаторно-курортной организации будет эффективнее использоваться для лиц, проходящих лечение. При этом увеличится процент наполняемости санаторно-курортной организации, что актуально для межсезонья, периодов праздников и выходных.
Принимая во внимание штатную численность Следственного комитета по сравнению со штатной численностью федеральных органов государственной власти, в которых предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, а также количество санаторно-курортных организаций Следственного комитета и их номерной фонд (в настоящее время в системе Следственного комитета создано одно санаторно-курортное учреждение - ФГКУ "Санаторий Следственного комитета Российской Федерации "Родина"), профиль (направление) данного учреждения и его мощностью (объемом предоставляемых услуг) реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2022 N 621-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" право на компенсацию проезда в санаторно-курортную организацию и обратно предусмотрена исключительно к месту лечения.
При законопроектом предусмотрено закрепление права на оздоровительный отдых в санаторно-курортных организациях Следственного комитета Российской Федерации.
Принимая во внимание, что в силу положений законопроекта оплата проезда в санаторно-курортную организацию и обратно предусмотрена один раз в год и по одному из оснований, указанных в законопроекте, законопроектом предусмотрено положение предоставления социальной гарантии (с сохранением установленных ограничений), в виде оплаты проезда к месту оздоровительного отдыха в санаторно-курортную организацию.
Редакция статьи 2 законопроекта предусматривает, что оздоровительный отдых, медицинская реабилитация в санаторно-курортной организации, подведомственной Следственному комитету, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных га содержание Следственного комитета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, соответствующих виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности и предполагаемая ответственность за их нарушение или последствия несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.