Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 30.10.2023 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях исполнения части 1 подпункта "д" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта федерального закона не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон о такси N 580-ФЗ) предусмотрена возможность заключения соглашения между высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации о том, что разрешение, предоставляющее перевозчику право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, действует не только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого предоставил такое разрешение, но и на территории иных субъектов Российской Федерации, с которыми заключено вышеуказанное соглашение.
Возможность заключения такого соглашения была ранее предусмотрена и утратившей силу статьей 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 69-ФЗ). При этом следует отметить, что в соответствии с ФЗ N 69-ФЗ разрешение выдавалось на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, а, следовательно, норма о праве перевозчиков на заключение договоров фрахтования легковых такси на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения, действовала не только в отношении самих перевозчиков, но и в отношении транспортных средств, на которые были выданы разрешения.
В то же время правовое регулирование, введенное Законом о такси N 580-ФЗ, существенно расширило полномочия субъектов Российской Федерации в части регулирования таксомоторных перевозок на своей территории. В качестве примеров регулирования нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации деятельности разных участников рынка таксомоторных перевозок и аспектов их взаимодействия можно привести следующие: в субъекте Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к легковому такси, не только в отношении его цветовой гаммы, но и в отношении экологического класса соответствующего транспортного средства; в субъекте РФ может быть ведена аттестация водителей легкового такси.
Таким образом, в соответствии с Законом о такси N 580-ФЗ действие разрешения, предоставленного уполномоченным органом одного субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением не предоставляет перевозчику права не соблюдать требования, установленные в субъекте Российской Федерации, где введены ограничения по экологическому классу легкового такси, а также допускать к перевозке водителя легкового такси, не прошедшего аттестацию на знание расположения объектов различного функционального назначения и путей подъезда к ним (в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона о такси N 580-ФЗ).
Кроме того, каждый субъект Российской Федерации обязан установить своим нормативным правовым актом перечень сведений о перевозках пассажиров и багажа легковым такси, в том числе о местоположении легкового такси и водителе легкового такси, передаваемых службой заказа легкового такси (далее - СЗЛТ), в региональную информационную систему легковых такси, а также порядок и форму передачи таких сведений (п. 9 ч. 3 ст. 19 Закона о такси N 580-ФЗ). Таким образом, в рамках одной перевозки (одного заказа) СЗЛТ вынуждены передавать субъектам Российской Федерации разный состав сведений, в разных форме и порядке.
В связи с изложенным в законопроекте предлагается часть 6 статьи 3 Закона о такси N 580-ФЗ дополнить возможностью предусматривать в соглашениях, заключаемых между высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместное регулирование в отношении иных вопросов, связанных с деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, отнесенных указанным Федеральным законом к полномочиям субъектов Российской Федерации, если это не противоречит законам соответствующих субъектов Российской Федерации, что позволит снять дополнительную нагрузку на перевозчиков и СЗЛТ и осуществлять граничащих друг с другом субъектам Российской Федерации не только сходное, но и общее регулирование вопросов, отнесенных к компетенции каждого из них, признавать требования друг друга, относящиеся к легковым такси, водителям легковых такси, СЗЛТ, что в данный момент не предусмотрено Законом о такси N 580-ФЗ, и вызывает проблемы в практической реализации ряда его норм в крупных агломерациях.
С 2021 года в Российской Федерации организована системная работа в вопросе развития производства и использования электромобилей, которая реализуется в рамках:
инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Электромобиль и водородный автомобиль", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N2816-р,и Федерального проекта "Электроавтомобиль и водородный автомобиль";
Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р (далее - Концепция).
Концепцией, в частности, отмечено, что целенаправленная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс (в том числе направленный на развитие экологичного транспорта), требует реакции всех стран мира, включая Российскую Федерацию.
В соответствии с Концепцией предполагается, что до 2030 года цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии. Кроме того, при пересчете на жизненный цикл собственники электромобилей уже на момент утверждения Концепции существенно выигрывали у собственников автотранспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания.
Задачами реализации Концепции установлены:
развитие на территории Российской Федерации производственной базы по выпуску электрических автомобильных транспортных средств;
наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производства электротранспортных средств;
выведение на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, стимулирование спроса на них, а также организация послепродажного обслуживания;
создание на территории Российской Федерации необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
снятие существующих регуляторных барьеров для использования электрического автомобильного транспорта.
Сбалансированным сценарием реализации Концепции (базовый сценарий) установлено, что в 2030 году доля электротранспортных средств в Российской Федерации составит 15 процентов общего объема рынка автотранспортных средств, в 2030 году Российская Федерация будет производить порядка 220 тыс. электротранспортных средств и общее количество электротранспортных средств превысит 1400 тыс. штук.
Следует отметить, что эффекты реализации Концепции уже заметны.
В Российской Федерации налажено производство электромобилей и уже более 2000 электромобилей российского производства используется на территории страны;
С 2021 по 2023 годы количество используемых в Российской Федерации электромобилей выросло с 16500 до 26500 единиц (+60%; для информации в 2022 году - 19500 единиц).
Одним из ключевых драйверов развития использования электромобилей, в том числе российского производства, может стать развитие использования электромобилей в такси.
Реализация дополнительных стимулирующих мер со стороны региональных органов власти: при заинтересованности появится экономическая целесообразность реализации проекта по созданию зарядной инфраструктуры для операторов - при прогнозируемом количестве электротакси в регионах будет возможно создание рентабельной и эффективной зарядной инфраструктуры для электромобилей.
В свою очередь при создание новой зарядной инфраструктуры будет стимулировать частные лица в переходе на электромобили.
Кроме этого, целесообразно отметить, что ряд регионов уже активно реализует меры поддержки таксопарков и операторов каршеринга в виде субсидирования части затрат по договорам лизинга электромобилей (г. Москва и г. Нижний Новгород).
При введении на территории субъекта Российской Федерации обязательной доли электромобилей, используемых в качестве легковых такси, во включении в реестр легковых такси автомобилей, оснащенных двигателем внутреннего сгорания при недостижении указанной доли будет отказано, что может постепенно приводить к устареванию парка легковых такси на территории субъекта Российской Федерации, реализовавшего свои полномочия в части установления указанной доли.
С целью осуществления постепенного перехода к обновленному парку легковых такси законопроектом предлагается предоставить субъекту Российской Федерации возможность исключать легковые такси из соответствующего реестра по истечение срока, установленного нормативным правовым актом такого субъекта Российской Федерации, но не менее чем через 5 лет после внесения в реестр легковых такси (по аналогии с действующими нормами ограничения срока действия разрешения и ранее действовавшим регулированием, когда разрешение в отношении конкретного легкового такси выдавалось на срок не менее 5 лет).
С целью обновления парка легковых такси на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащих с ними субъектов Российской Федерации, с высшими исполнительными органами власти которых заключены соглашения, предусмотренные частью 6 статьи 3 Законом о такси N 580-ФЗ, законопроектом также предусмотрено, что нормативным правовым актом вышеуказанных субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к возрасту транспортного средства на момент включения его в региональный реестр легковых такси, что наделяет данные субъекты Российской Федерации полномочиями по отказу во внесении сведений о транспортном средстве в региональный реестр легковых такси в случае превышения установленного максимального возраста транспортного средства.
Указанные меры позволят органам власти субъектов Российской Федерации при установлении обязательной доли электромобилей в отношении к общему количеству легковых такси, используемых для перевозок пассажиров и багажа на территории субъекта Российской Федерации, не допустить ситуации, когда новые автомобили (за исключением электромобилей) в реестр легковых такси внесены быть не могут, а старые автомобили из реестра не исключаются без волеизъявления собственника (владельца, арендодателя) транспортного средства, снятия транспортного средства с регистрационного учета или наличия нарушения Закона о такси N 580-ФЗ. При этом по истечении срока действия разрешения, выданного в соответствии с ФЗ N 69-ФЗ, на данный момент в реестр повторно могут включаться одни и те же транспортные средства старше 15-20 лет, безопасность перевозки которыми пассажиров и багажа с учетом повышенной эксплуатационной нагрузки на легковое такси в условиях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащих с ними субъектов Российской Федерации, вызывает обоснованные сомнения.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация положений проекта федерального закона будет иметь следующие социально-экономические эффекты:
- улучшение экологической ситуации
- повышение качества и уровня комфорта предоставляемых услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
- стимулирование развития российской автомобильной промышленности.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект федерального закона не влияет на достижение целей государственных программ.
Принятие проекта федерального закона и последующая реализация его положений не повлекут отрицательных социальных, экономических и иных последствий.
6. Оценка регулирующего воздействия
Проект федерального закона в установленном порядке будет направлен в Минэкономразвития России на заключение об оценки регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект федерального закона содержит положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.