Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования капитальных вложений"
(подготовлен Минфином России 09.11.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования капитальных вложений" (далее соответственно - законопроект, Бюджетный кодекс) подготовлен в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2023 г. N 13528-П30-ММ по вопросу о внесении в Правительство Российской Федерации проектов необходимых изменений в законодательство Российской Федерации в связи с переходом от формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) к комплексной государственной программе Российской Федерации "Строительство" (далее - КГП "Строительство").
1. Законопроектом не изменяется порядок финансового обеспечения капитальных вложений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В части финансового обеспечения капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, законопроектом предлагаются следующие изменения в Бюджетный кодекс.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на капитальные вложения в объекты государственной собственности Российской Федерации, на софинансирование создания, реконструкции объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также на предоставление юридическим лицам субсидий и бюджетных инвестиций из федерального бюджета в целях осуществления капитальных вложений в объекты таких юридических лиц предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете в соответствии с проектом ФАИП. Исполнение бюджета по указанным расходам федерального бюджета осуществляется в соответствии с утвержденной ФАИП.
ФАИП ежегодно утверждается как документ президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - Штаб), включает совокупность данных об объектах капитальных вложений, на финансовое обеспечение которых предусмотрены бюджетные ассигнования федерального бюджета в текущем финансовом году и плановом периоде. Формирование и ведение ФАИП осуществляется в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком.
В рамках повышения эффективности управления капитальными вложениями в 2023 году завершено формирование КГП "Строительство", в состав которой входит перечень объектов указанной программы (далее - Перечень) и ФАИП.
Указанный Перечень является правовым актом Правительства Российской Федерации и содержит объекты, включаемые в ФАИП.
Таким образом, данные ФАИП дублируют информацию, содержащуюся в Перечне, и в этой связи в системе управления КГП "Строительство" формирование ФАИП как самостоятельного документа избыточно.
Кроме того, ФАИП не встроена в систему проектной деятельности Правительства Российской Федерации.
Принимаемые на основании Перечня управленческие решения об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества основываются на сведениях об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества, формирование и ведение которых осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет).
Таким образом обеспечивается оперативное принятие указанных решений в отношении направленных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении федерального закона о федеральном бюджете сведений об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества, утверждаемых Штабом после принятия федерального закона о федеральном бюджете.
С учетом изложенного предлагается полностью перейти от формирования и реализации ФАИП к реализации КГП "Строительство" с использованием ГИИС "Электронный бюджет", сохранив функции и полномочия:
1) по организации формирования Перечня с распределением бюджетных ассигнований финансового года и планового периода в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете, а в установленных случаях - за пределами планового периода по объектам капитального строительства, а также по организации представления отчетности - за Минстроем России;
2) по формированию реестра объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, направляемого в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете, с полномочиями по внесению изменений в указанные сведения в ходе рассмотрения федерального закона о федеральном бюджете - за Минстроем России;
3) по утверждению распределения бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества после принятия федерального закона о федеральном бюджете - за Штабом;
4) по координации управления капитальными вложениями - за Штабом;
5) по обеспечению реализации полномочий Минстроя России и Штаба в ГИИС "Электронный бюджет".
Поправки не изменяют текущие правила осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, исключенные в соответствии с пунктом 1 статьи 1791 Бюджетного кодекса из ФАИП.
Поправки реализованы путем внесения изменений в статьи 782, 79, 791 Бюджетного кодекса.
Предложена новая редакция статьи 1791 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой:
наличие сведений об объекте капитального строительства или объекте недвижимого имущества в реестре является условием включения в федеральный закон о федеральном бюджете соответствующих бюджетных ассигнований (кроме объектов, на которые указанные положения не распространяются);
предоставление из федерального бюджета средств на осуществление капитальных вложений осуществляется на основании утвержденных правовых актов, а по объектам, включаемым в реестр, - при утверждении Штабом реестра.
Предусматриваются поправки в статьи 192, 212, 2647, 264 10 Бюджетного кодекса в целях обеспечения парламентского контроля за планированием бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений и исполнение бюджета по указанным расходам, направленные на отказ от бумажного документооборота и удобство работы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации со сведениями об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества.
2. Также законопроектом в целях исключения положений о формировании и применении ФАИП вносятся изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ "О парламентском контроле";
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос";
Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 435-ФЗ "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие и реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.