Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1097"
(подготовлен Минсельхозом России 13.11.2023 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1097" (далее соответственно - проект постановления, постановление) предлагается внести изменение в Критерии отнесения объектов федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) к категориям риска, утвержденные постановлением (далее - Критерии) в части отнесения всех производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных, к критериям высокого и чрезвычайно высокого риска.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) контрольный (надзорный) орган относит объекты контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) для целей управления рисками причинения вреда (ущерба).
При этом под управлением риском причинения вреда (ущерба) понимается осуществление на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности (часть 4 статьи 22 Закона N 248-ФЗ). В свою очередь, под риском причинения вреда (ущерба) понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям. Так, критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц (часть 4 статьи 23 Закона N 248-ФЗ).
В настоящее время в рамках осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) Россельхознадзором присвоена категория риска 37002 производственным объектам, на которых осуществляется деятельность по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных, и только 3916 из таких объектов присвоена категория риска "чрезвычайно высокая" (2023 объекта) и "высокая" (1893 объекта).
При этом в соответствии с нормами Закона N 248-ФЗ и пункту 47 Положения о федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре), утвержденного постановлением, в отношении объектов, отнесенных к категории среднего риска, осуществляется одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие раз в 3 года. В то же время в отношении объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска, данная периодичность составляет один раз в год и один раз в 2 года, соответственно.
В части предмета федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) наибольшие ветеринарные риски возникают именно на производственных объектах, на которых осуществляется деятельность по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных, в связи с возникновением случаев заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животного.
Так, в 2021 году выявлены следующие очаги болезней животных: африканской чумы свиней (далее - АЧС) - 355, бруцеллезу крупного рогатого скота (далее - КРС) - 401, бруцеллезу мелкого рогатого скота (далее - МРС) - 37, заразному узелковому дерматиту КРС - 56, высокопатогеному грипп птиц (далее - ВГП) - 69, лептоспирозу - 210, листериозу КРС - 33, орнитозу - 21, оспе овец и коз - 14, иным заразным болезням (ящур, сибирская язва и т.д) - 10.
В 2022 году выявлены следующие очаги болезней животных: АЧС - 167, ВГП - 56, бешенству - 735, бруцеллезу КРС - 402, бруцеллезу МРС - 60, заразному узелковому дерматиту КРС - 2, оспе овец и коз - 3, сибирской язве - 2.
Распространение заразных болезней животных влечет за собой высокий уровень падежа животных, и как следствие финансовые убытки хозяйствующих субъектов, связанные с падежом поголовья, его уничтожением.
Так, в связи с ликвидацией последствий АЧС в 2021 году уничтожено 369,785 тыс. голов свиней, экономический ущерб, связанный с падежом поголовья составил - 1 997,0 млн. руб., а в 2022 году уничтожено 209,1 тыс. голов свиней, экономический ущерб составил - 2 254,608 млн. руб. В связи с ликвидацией последствий ВГП в 2021 году уничтожено 6 200,918 тыс. голов птиц, экономический ущерб, связанный с падежом поголовья составил - 2 123 млн. руб., а в 2022 году уничтожено 1 112, 266 тыс. голов птиц, экономический ущерб, связанный с падежом поголовья составил - 753,512 млн. руб. В связи с ликвидацией последствий ящура в 2021 году уничтожено 39 животных, экономический ущерб составил порядка 0,3 млн. рублей.
При этом результаты проведенных эпизоотических расследований устанавливают основными причинами распространения заразных болезней животных именно нарушение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных, обязательных требований в области ветеринарии, в частности сокрытие фактов падежа животных, отсутствие ограждения на предприятиях, препятствующих проникновению диких животных, нарушения утилизации биологических отходов, отсутствие дезинфекции транспорта, инвентаря на производственном объекте.
Указанные нарушения выявляются, в том числе на объектах, прошедших процедуру компартментализации, в рамках которой был подтвержден их высокий статус биологической защищенности.
Так, в 2021 году зафиксированы случаи возникновения особо опасных болезней животных в отношении 13 крупных животноводческих объектов, обладающих III или IV уровнем компартмента, а в 2022 году - в отношении 7 таких объектов.
При этом данные объекты при присвоении им уровня биологической защищенности подтвердили соблюдение обязательных требований в области ветеринарии на тот момент.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), а также нормы, касающиеся соответствующего вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения. Проект постановления содержит нормы, касающиеся осуществления федерального государственного ветеринарного контроля (надзора).
Предлагаемые проектом постановления изменения не повлекут за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.