Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" на финансовое обеспечение затрат в целях реализации отдельных результатов федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 30.11.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" на финансовое обеспечение затрат в целях реализации отдельных результатов федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - субсидия, проект Правил, проект постановления) разработан во исполнение подпункта "и" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30 декабря 2022 г. N Пр-2548 в целях обеспечения реализации отдельных результатов федерального проекта "Кадры для беспилотных авиационных систем", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (далее - федеральный проект), на базе автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" (далее - Университет 2035), начиная с 2024 года.
Проект постановления направлен на реализацию следующих результатов федерального проекта:
1) "Обеспечено профессиональное развитие граждан в рамках построения гибких образовательных траекторий посредством реализации дополнительных профессиональных программ и (или) программ профессионального обучения в соответствии с отраслевым заказом, потребностями компаний на подготовку кадров для разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, а также профессорско-преподавательского состава образовательных организаций" (далее - Результат N 1);
2) "Создана информационно-аналитическая система автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" - цифровой реестр кадров беспилотных авиационных систем" (далее - Результат N 2);
3) "Обеспечено развитие информационно-аналитической системы автономной некоммерческой организации "Университет Национальной технологической инициативы 2035" - цифрового реестра кадров беспилотных авиационных систем" (далее - Результат N 3);
4) "Проведены мероприятия, направленные на проектирование и актуализацию квалификационных требований мирового уровня в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем" (далее - Результат N 4);
5) "Проведены соревновательные и популяризационные мероприятия в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания беспилотных авиационных систем" (далее - Результат N 5).
Проект постановления предусматривает предоставление субсидии Университету 2035 на финансовое обеспечение затрат Университета 2035 по реализации вышеуказанных результатов федерального проекта, достижению запланированных федеральным проектом значений вышеуказанных результатов, а также показателей федерального проекта, на достижение которых направлены данные результаты.
Предоставление субсидии осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации - получателем средств федерального бюджета в целях реализации проекта постановления на основании соглашения, заключаемого с Университетом 2035 в ГИИС "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Реализация проекта постановления обеспечит (нарастающим итогом):
1. Профессиональное развитие граждан в сфере беспилотных авиационных систем в рамках построения гибких образовательных траекторий (Результат N 1): в 2024 году - 5 тыс. чел., в 2025 году - 15 тыс. чел., в 2026 году - 25 тыс. чел., включая:
а) создание опорных центров: в 2024 году - 40 ед., в 2025 году - 100 ед., в 2026 году - 140 ед.;
б) формирование молодежных инженерных команд в сфере беспилотных авиационных систем: в 2024 году - 100 ед., в 2025 году - 350 ед., в 2026 году - 700 ед.
2. Создание информационно-аналитической системы Университета 2035 - цифрового реестра кадров беспилотных авиационных систем (в 2025 году) (Результаты NN 2,3), включая:
а) предоставление в рамках указанной системы услуг в электронном виде: в 2024 году - 0 ед., в 2025 году - 2 ед., в 2026 году - 3 ед.;
б) создание в рамках указанной системы сервисов: в 2024 году - 0 ед., в 2025 году - 3 ед., в 2026 году - 6 ед.
3. Проведение мероприятий, направленных на проектирование и актуализацию квалификационных требований мирового уровня в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (Результат N 4): в 2024 году - 6 ед., в 2025 году - 12 ед., в 2026 году - 18 ед., включая:
а) проведение комплексного анализа развития сквозных технологий, перспективных технологических специализаций и кадровой востребованности специалистов в сфере беспилотных авиационных систем: в 2024 году - 1 ед., в 2025 году - 2 ед., в 2026 году - 3 ед.;
б) проведение международных сессий в целях проектирования и актуализации квалификационных требований мирового уровня в сфере беспилотных авиационных систем: в 2024 году - 5 ед., в 2025 году - 10 ед., в 2026 году - 15 ед.
4. Проведение соревновательных и популяризационных мероприятий в сфере беспилотных авиационных систем (Результат N 5): в 2024 году - 8 ед., в 2025 году - 16 ед., в 2026 году - 24 ед., включая:
а) участие в международных соревнованиях: в 2024 году - 0 ед., в 2025 году - 0 ед., в 2026 году - 3 ед. (количество участников: в 2024 году - 0 чел., в 2025 году - 0 чел., в 2026 году - 60 чел.);
б) проведение национальных соревнований: в 2024 году - 1 ед., в 2025 году - 2 ед., в 2026 году - 3 ед. (количество участников: в 2024 году - 650 чел., в 2025 году - 1 600 чел., в 2026 году - 2 850 чел.);
в) проведение технологических сборов для инструкторов, разработчиков, эксплуатантов, изготовителей беспилотных летательных аппаратов: в 2024 году - 6 ед., в 2025 году - 12 ед., в 2026 году - 18 ед. (количество участников: в 2024 году - 100 чел., в 2025 году - 200 чел., в 2026 году - 320 чел.);
г) проведение фестивалей для популяризации сферы беспилотных авиационных систем и навигации начинающих пользователей и специалистов в этой сфере: в 2024 году - 1 ед., в 2025 году - 2 ед., в 2026 году - 3 ед. (количество участников: в 2024 году - 450 чел., в 2025 году - 1 200 чел., в 2026 году - 2 200 чел.).
Реализация запланированных результатов федерального проекта Университетом 2035 в соответствии с проектом постановления обеспечит достижение следующих показателей федерального проекта (нарастающим итогом):
1. "Количество дополнительных профессиональных программ в сфере беспилотных авиационных систем, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров беспилотных авиационных систем" (в рамках реализации Результата N 1): в 2024 году - 50 ед., в 2025 году - 100 ед., в 2026 году - 150 ед.
2. "Количество специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем, подготовленных и (или) получивших подтверждение квалификации и (или) осуществляющих деятельность в сфере беспилотных авиационных систем и находящихся в цифровом реестре кадров беспилотных авиационных систем, в рамках принятой системы непрерывной подготовки" (в рамках реализации Результатов NN 2, 3): в 2024 году - 0 тыс. чел., в 2025 году - 90 тыс. чел., в 2026 году - 225 тыс. чел.
3. "Количество дружественных стран, принявших участие в мероприятиях, направленных на проектирование и актуализацию квалификационных требований мирового уровня в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем" (в рамках реализации Результата N 4): в 2024 году - 3 ед., в 2025 году - 5 ед., в 2026 году - 7 ед.
4. "Количество посетителей и участников чемпионатов, профориентационных и иных навигационных мероприятий, посвященных сфере беспилотных авиационных систем" (в рамках реализации Результата N 5): в 2024 году - 40 тыс. чел., в 2025 году - 250 тыс. чел., в 2026 году - 600 тыс. чел.
Результатом предоставления субсидии в соответствии с пунктом 6 проекта Правил является достижение запланированных федеральных проектом в соответствующем финансовом году результатов федерального проекта (Результаты NN 1 - 5) в значениях, определенных федеральным проектом.
Характеристиками результата предоставления субсидии в соответствии с пунктом 7 проекта Правил является достижение запланированных федеральным проектом в соответствующем финансовом году показателей федерального проекта и количественных характеристик соответствующих результатов федерального проекта в значениях, определенных федеральным проектом.
В целях реализации Результата N 1 в рамках проекта постановления предусмотрено предоставление субсидии Университету 2035 на финансовое обеспечение следующих затрат:
1. Операционные расходы Университета 2035 (оплата труда работников Университета 2035, а также связанные с указанными расходами выплаты, в том числе премии, иные компенсационные и стимулирующие выплаты, командировочные расходы, арендная плата и оплата договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, эксплуатацией, обслуживанием, текущим ремонтом арендуемых помещений, основных средств) (далее - Операционные расходы).
2. Расходы, связанные с разработкой и обеспечением функционирования платформы гибких образовательных траекторий (цифровой навигационный сервис, обеспечивающий выбор гражданами гибких образовательных траекторий).
3. Расходы на закупку работ (услуг) организаций, реализующих элементы гибких образовательных траекторий, включая обучение по дополнительным профессиональным программам и (или) дополнительным образовательным программам и (или) программам профессионального обучения, а также практическую подготовку, стажировки, промежуточную и итоговую аттестацию. Закупка указанных работ (услуг) осуществляется в форме открытого отбора, проводимого Университетом 2035 в соответствии с положением об открытом отборе, в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 16 проекта Правил. Положение об открытом отборе утверждается Университетом 2035.
Гибкие образовательные траектории, посредством которых обеспечивается профессиональное развитие граждан в сфере беспилотных авиационных систем представляют собой комплекс мероприятий, реализуемый Университетом 2035 в целях профессионального развития граждан и (или) участников молодежных инженерных команд и состоящий из элементов гибких образовательных траекторий, по результатам которого гражданам и (или) участникам молодежных инженерных команд выдаются документы об обучении, подтверждающие освоение дополнительных общеобразовательных программ, или документы о квалификации, подтверждающие освоение дополнительных профессиональных программ или программ профессионального обучения.
Элементы гибких образовательных траекторий представляют собой мероприятия, входящие в состав гибкой образовательной траектории и обеспечивающие достижение конкретного образовательного результата, включающие входную диагностику граждан, обучение по дополнительным общеобразовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам и (или) программам профессионального обучения, а также при необходимости практическую подготовку, стажировки, промежуточную и итоговую аттестацию.
В целях реализации Результатов NN 2, 3 в рамках проекта постановления предусмотрено предоставление субсидии Университету 2035 на финансовое обеспечение следующих затрат:
1. Операционные расходы.
2. Расходы на закупку работ (услуг), связанных с созданием и обеспечением функционирования и развития информационно-аналитической системы Университета 2035 - цифрового реестра кадров беспилотных авиационных систем.
Цифровой реестр кадров беспилотных авиационных систем представляет собой информационно-аналитическую систему, связывающую информацию о потребностях в кадрах, трудовой и образовательной деятельности специалистов в сфере беспилотных авиационных систем, и обеспечивающую регулярную актуализацию профессий, навыков, стандартов и направлений обучения в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (разработка в течение 2024 года, ввод в эксплуатацию - 2025 год).
С целью достоверной идентификации граждан, использующих цифровые сервисы и услуги цифрового реестра кадров беспилотных авиационных систем, а также платформы гибких образовательных траекторий, указанные информационные системы будут подключены в соответствии с законодательством Российской Федерации к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Для обеспечения безопасности и конфиденциальности передачи информации указанные информационные системы будут присоединены к федеральной государственной информационной системе "Единая система межведомственного электронного взаимодействия".
В целях реализации Результата N 4 в рамках проекта постановления предусмотрено предоставление субсидии Университету 2035 на финансовое обеспечение следующих затрат:
1. Операционные расходы.
2. Расходы на закупку товаров, выполненных работ, оказанных услуг, включая:
а) расходы, связанные с оплатой проведения комплексного анализа развития сквозных технологий, перспективных технологических специализаций и кадровой востребованности специалистов в сфере беспилотных авиационных систем;
б) расходы, связанные с оплатой проведения международных сессий в целях проектирования и актуализации квалификационных требований мирового уровня в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
В целях реализации Результата N 5 в рамках проекта постановления предусмотрено предоставление субсидии Университету 2035 на финансовое обеспечение следующих затрат:
1. Операционные расходы.
2. Расходы на закупку работ (услуг), связанных с проведением национальных соревнований, технологических сборов для инструкторов, разработчиков, эксплуатантов, изготовителей беспилотных воздушных судов, фестивалей для популяризации сферы беспилотных авиационных систем и навигации начинающих пользователей и специалистов в этой сфере, участием в международных соревнованиях.
3. Расходы на закупку симуляторов в сфере беспилотных авиационных систем.
Перечень направлений расходования средств субсидии предусмотрен пунктом 8 проекта Правил.
Проект постановления не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации поскольку соответствующие средства запланированы проектом федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (проект федерального закона N 448554-8 "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов").
Принятие проекта постановления не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики не проводился, поскольку проект постановления не предусматривает изменений правового регулирования.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", а именно будет обеспечено достижение запланированных значений вышеуказанных результатов и показателей федерального проекта.
Заместитель Министра |
Д.В. Афанасьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.