Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций"
(подготовлен Минэкономразвития России 08.12.2023 г.)
Проектом федерального закона предусматривается ратификация Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (далее - Соглашение), подписанного в г. Сочи 8 июня 2023 г. в рамках заседания Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
Соглашение подписали семь стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (далее - Стороны).
Соглашение разработано во исполнение Решения Совета глав правительств СНГ о Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
Соглашение позволит обеспечить устойчивое развитие зоны свободной торговли СНГ услугами и товарами, учитывая их неразрывную связь, благоприятные условия для роста экономик государств - участников СНГ, расширения взаимной торговли услугами и повышения уровня ее либерализации и для инвестирования лицами одной Стороны на территориях других Сторон, будет стимулировать повышение уровня жизни населения Сторон.
Соглашение не затрагивает отношения между государствами-членами ЕАЭС, в отношениях между которыми действуют более либеральные условия торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций по сравнению с Соглашением. Вместе с тем Соглашением устанавливается предсказуемый режим торговли услугами и осуществления инвестиций между государствами - участниками ЕАЭС и Таджикистаном, а также Узбекистаном.
Так, Узбекистан, не являясь членом ВТО, до настоящего времени не принимал в отношении России обязательств, касающихся торговли услугами. В соответствии с принимаемыми Узбекистаном обязательствами в этой части российским поставщикам услуг гарантируется доступ в такие сектора, как деловые, коммуникационные, строительство и сопутствующие инженерные услуги, образовательные, экологические, финансовые, оздоровительные, культурные, спортивные, транспортные услуги, а также услуги, связанные с туризмом и путешествиями.
В этих секторах также запрещается применять в отношении российских поставщиков услуг меры дискриминационного характера, за исключением тех, которые прямо упомянуты в соответствующем перечне Узбекистана.
Таджикистаном уже были приняты определенные обязательства в отношении российских поставщиков услуг в рамках ВТО. В соответствии с Соглашением Таджикистаном дополнительно приняты обязательства по оказанию услуг операторами платежных систем, а также осуществлению нотариальной деятельности.
Помимо этого, Узбекистаном и Таджикистаном принимаются обязательства по доступу на рынок и национальному режиму в отношении учреждения компаний, филиалов и представительств в секторах экономики, не связанных с услугами (промышленность, сельское хозяйство). В этих секторах государства гарантируют российским инвесторам условия доступа на рынок не хуже, чем те, которые предусмотрены законодательством этих государств, действующих на дату подписания Соглашения. В случае внесения в их законодательство в будущем новых ограничений или запретов в отношении иностранных инвесторов такие ограничения не будут применяться в отношении российских инвесторов. Исключение сделано только для ограниченного набора особо чувствительных секторов, таких как горная промышленность (Таджикистан), атомная энергетика, добыча драгоценных металлов и камней, производство машин и оборудования общего и специального назначения, электрических машин и приборов, транспортного оборудования (Узбекистан). В данных секторах страны сохраняют за собой право вводить дополнительные ограничения для инвесторов государств-участников СНГ.
Кроме того, Соглашением предусмотрен единый стандарт защиты инвесторов и их инвестиций на рынках государств-участников Соглашения: гарантии защиты от экспроприации, возмещения ущерба, процедуры урегулирования споров между инвестором и государством, принимающим его капиталовложения.
При этом Республика Казахстан при подписании Соглашения сделала оговорку, которая предусматривает, что в случае предъявления иска по статье о разрешении инвестиционных споров между инвестором и государством, в случае Республики Казахстан спор подлежит рассмотрению в Суде Международного финансового центра "Астана" вместо третейского суда. Данная оговорка возражений не вызывает. Возможность передачи спора инвестора в национальный суд или международный арбитраж является основной гарантией защиты прав инвестора по данному Соглашению. Оговорка Казахстана сохраняет данную гарантию, а выбор соответствующего института остается на усмотрение инвестора.
В связи с тем, что Республика Молдова не подписала Соглашение 8 июня 2023 г. в рамках заседания Совета глав правительств СНГ, при этом ранее не заявив о выходе из переговоров по Соглашению, перечни обязательств Республики Молдавия прилагаются к Соглашению, но не будут действовать после вступления Соглашения в силу. При этом статьей 45 Соглашения предусматривается возможность присоединения к нему.
Соглашение содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не оговорено предоставление инвесторам и их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, а также условия, размер и порядок выплаты компенсации в случаях принудительного изъятия инвестиций. Кроме того, статья 36 Соглашения предусматривает возможность иностранного инвестора передать спор с Российской Федерацией, связанный с нарушением Соглашения, в государственный суд или на рассмотрение арбитража ad hoc на основании Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ. В связи с этим Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Принятие федерального закона не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принятие федерального закона о ратификации Соглашения и постановления Правительства не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона о ратификации Соглашения и проекте постановления Правительства Российской Федерации не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Проект федерального закона о ратификации Соглашения и проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.