Комментарий к письму Минфина РФ от 10.03.2009 N 03-02-07/1-119
В Письме от 10.03.2009 N 03-02-07/1-119 Минфин фактически дает ответ на вопрос: что понимать под представлением в налоговый орган налоговых деклараций в электронном виде? На практике многие бухгалтеры понимают под этим магнитный носитель (дискета, диск или флэш-карта) и бумажный вариант налоговых деклараций. По мнению финансистов, обязанность представления налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде исполняется передачей соответствующих данных по телекоммуникационным каналам связи. Насколько позиция Минфина в данном случае соответствует действующему законодательству?
Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ).
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, через представителя, по почте с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. При этом отдельные категории налогоплательщиков обязаны подавать в налоговый орган отчетность в электронном виде. К ним относятся:
- налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел;
- налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ.
Налогоплательщики, не подпадающие под данные критерии, также имеют право подавать в налоговые органы отчетность в электронном виде, но это не является их обязанностью. Аналогичное мнение приведено в Письме Минфина РФ от 10.12.2008 N 03-02-08/26.
Порядок расчета среднесписочной численности работников утвержден Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278.
Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены Приказом Минфина РФ и ФНС РФ от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.
Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ порядок представления налоговой декларации (расчета) и документов в электронном виде определяется Минфином. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-32/169. Данным документом установлены общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. На сегодняшний день именно этим документом определен порядок представления отчетности в электронном виде. Поэтому справедливости ради надо сказать, что позиция Минфина, приведенная в комментируемом письме, соответствует действующему законодательству.
Ряд предприятий малого и среднего бизнеса имеет среднесписочную численность работников свыше 100 человек, не говоря уже о крупных организациях, поэтому данный вопрос для них актуален. Он будет интересен и меньшим по численности работников предприятиям в свете Основных направлений развития информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (2005 - 2010 гг.) (Письмо ФНС РФ от 13.10.2005 N ЧД-6-25/860@). Этот документ представляет собой концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Основные задачи в данной области:
- повышение эффективности механизмов налогового администрирования;
- упрощение исполнения налоговых обязанностей;
- сокращение размеров потерь бюджетов всех уровней, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения налоговых обязанностей;
- улучшение обслуживания налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде.
Конечной целью преобразований является подготовка участников налоговых отношений к переходу на обязательный порядок представления налоговой отчетности в электронном виде.
В Российской Федерации внедрение безбумажных технологий представления отчетности началось с середины 2002 года после внесения изменений в часть первую Налогового кодекса РФ, в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и принятия Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Первой ласточкой на этом пути было требование НК РФ о представлении сведений о доходах физических лиц налоговыми агентами по НДФЛ на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином (ст. 230 НК РФ). Поэтапное внедрение продолжилось сдачей отчетности на бумаге с дублированием на магнитных носителях (дискета + бумага). Затем появились варианты представления отчетности на бумаге с использованием двухмерного штрих-кода и на машиночитаемых бланках. Конечной целью является сдача отчетности в электронном виде по каналам связи, что соответствует принципам безбумажности и бесконтактности. Под этим способом понимаются разные варианты представления отчетности, основанные на использовании современных интернет-технологий с применением электронной цифровой подписи и не требующие дублирования на бумажных носителях. По мнению чиновников, другие способы (дискета + бумага, использование штрих-кодов и машиночитаемых бланков) переходят в разряд второстепенных и применяются там, где отсутствуют или ограничены возможности использования основных технологий.
И если на первом этапе (2005 - 2006 гг.) ставилась задача довести сдачу отчетности по каналам связи до 15% среди юридических лиц и до 5% среди индивидуальных предпринимателей, то на втором этапе (2007 - 2010 гг.) - до 50% среди юридических лиц и 35% среди предпринимателей. Это соответствует одной из основных целей ФНС - обеспечение условий для своевременного и полного выполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов, в том числе путем предоставления удобных и надежных способов информационного взаимодействия на основе современных технологий. Сохранение традиционного способа представления отчетности на бумажных носителях не соответствует этой цели. При этом для налогоплательщиков полезный эффект от внедрения новых способов информационного взаимодействия заключается в сокращении затрат времени, повышении качества подготовки деклараций и снижении угрозы санкций за технические ошибки, получении дополнительных услуг, таких как доступ к информации о состоянии расчетов, автоматизация сверок и выдача справок об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.
Понятно, что на пути перехода к сдаче налогоплательщиками отчетности в электронном виде возникает много трудностей, начиная со стоимости программных продуктов для этих целей и квалификации персонала, заканчивая большими проблемами с ЭЦП (электронно-цифровая подпись). Но у тех организаций, которые обязаны представлять отчетность в электронном виде, выбора нет, а остальным необходимо планировать переход на этот вид сдачи отчетности в самом ближайшем будущем.
В заключение хотелось бы остановиться на вопросе об ответственности за представление отчетности по не предусмотренной законодательством форме. Что ждет налогоплательщика, который обязан сдавать отчетность в электронном виде, если он представил ее на бумажном носителе? Подлежит ли он ответственности по ст. 119 НК РФ? По мнению Минфина, высказанному в Письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269: представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) не установленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Соответственно, такой налогоплательщик будет привлечен к ответственности по ст. 119 и 126 НК РФ.
Но на стороне налогоплательщиков ВАС РФ. В Определении от 14.02.2008 N 1475/08 сказано, что положения Налогового кодекса не предусматривают ответственность за представление декларации по неустановленной форме. Пунктом 3 ст. 80 НК РФ определено, что налоговая декларация подается в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде, то есть представление декларации на бумажном носителе соответствует закону.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 8, апрель 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"