Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов"
(подготовлен Минздравом России 22.12.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов" (далее соответственно - проект постановления, проект Положения) разработан в целях исполнения пункта 6 Плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", утвержденного Правительством Российской Федерации 6 сентября 2023 г. N 7529п-П11, и пункта 60 Плана-графика по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного Правительством Российской Федерации 14 декабря 2018 г. N 10369п-П9 (далее соответственно - Федеральный закон N469-ФЗ, Федеральный закон N 342-ФЗ).
Проект постановления направлен на сохранение природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, являющихся национальным достоянием Российской Федерации и относящихся к особо охраняемым территориям и объектам, имеющим особенности в использовании и охране и предназначенным для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Частью 9 статьи 16 Федерального закона N 469-ФЗ установлено, что проект Положения вступает в силу по истечении тридцати дней со дня опубликования такого положения, но не позднее 1 октября 2024 года, при этом Федеральный закон N 469-ФЗ, согласно статье 18, вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
В связи с этим, а также для сохранения деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Федеральным законом 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона N 469-ФЗ), срок вступления в силу проекта постановления соответствует статье 16 Федерального закона N 469-ФЗ.
По результатам анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, отмечается следующее.
Пунктом 19 статьи 9 Федерального закона N 342-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) дополнен новой главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территории".
Так, к зонам с особыми условиями использования территорий, согласно статье 105 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона N 469-ФЗ), отнесен округ санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов.
При этом статьей 106 Земельного кодекса определены требования к положениям в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что статьей 96 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона N 469-ФЗ) установлено, что земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации на основе использования природных лечебных ресурсов. В целях охраны природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, режим которых обеспечивает сохранение природных лечебных ресурсов. Земельные участки в связи с их нахождением в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов у правообладателей земельных участков не изымаются, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федеральным законом 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона N 469-ФЗ) установление, изменение округов санитарной (горно-санитарной) охраны, прекращение их существования осуществляются в соответствии с Федеральным законом 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в редакции Федерального закона N 469-ФЗ) и Земельным кодексом.
В связи с этим при подготовке проекта Положения учтены обязательные требования, установленные действующим в настоящее время законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 26-ФЗ, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425, и других нормативные правовые акты).
В свою очередь Правила определения размеров зон, выделяемых в округах санитарной (горно-санитарной) охраны, сформированы с учетом предложений федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации на основе имеющейся научной базы.
Принятие проекта постановления позволит реализовать положения Федеральный закон N 469-ФЗ.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о достаточном правовом регулировании в данной сфере деятельности.
Издание проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Вместе с тем, в отношении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 N 2581-р, ожидается усовершенствование нормативно-правового регулирования по установлению границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны и улучшение государственного контроля в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов.
Реализация проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проектом постановления не устанавливаются новые обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, при этом данные требования уточняются (конкретизируются).
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В настоящее время Положение о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 59, устанавливает:
а) порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации;
б) порядок заключения соглашения о возмещении убытков и условия такого соглашения;
в) порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории;
г) порядок возмещения убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации;
д) порядок предоставления возмещения за прекращение прав на земельный участок в связи с невозможностью его использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории;
е) случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.
Таким образом, проектируемые нормы на предмет упущенной выгоды и выкупа земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества не являются предметом регулирования Проекта постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.