Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации российско-сербских межправительственных протоколов о внесении изменений в российско-сербские межправительственные соглашения"
(подготовлен Минфином России 25.12.2023 г.)
По состоянию на 1 декабря 2023 г. общая сумма задолженности Республики Сербия перед Российской Федерацией по предоставленным государственным кредитам составила эквивалент 815,34 млн долларов США.
В связи с введенными 28 февраля 2022 г. США и их союзниками ограничительными мерами в отношении России поступления от государств-дебиторов, включая Сербию, в долларах США и евро в пользу Российской Федерации стали невозможны.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2023 г. N 216-р в Москве 16 марта 2023 г. подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии к отдельным российско-сербским межправительственным соглашениям, в соответствии с которым погашение и обслуживание задолженности Сербии по следующим Соглашениям осуществляется в российских рублях:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о предоставлении Правительству Республики Сербии государственного экспортного кредита от 11 января 2013 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о предоставлении Правительству Республики Сербии государственного финансового кредита от 10 апреля 2013 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о предоставлении Правительству Республики Сербии государственного экспортного кредита от 19 октября 2019 г.;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об урегулировании задолженности Республики Сербии перед Российской Федерацией по обязательствам бывшей Союзной Республики Югославии от 10 марта и 17 марта 2021 г. (далее - Соглашения).
По согласованию с сербскими партнерами следующим шагом должно было стать подписание межправительственных протоколов к Соглашениям о порядке погашения задолженности Сербии, накопленной и непогашенной начиная с 1 марта 2022 г. (далее - Отсроченная задолженность), а также об освобождении дебитора от уплаты штрафных процентов, подлежащих начислению на Отсроченную задолженность в соответствии с Соглашениями, при условии ее погашения в полном объеме.
По состоянию на 1 сентября 2023 г. сербская сторона осуществила пять платежей (19 апреля 2023 г., 25 апреля 2023 г., 3 мая 2023 г., 10 мая 2023 г. и 16 мая 2023 г.) в общей сумме, эквивалентной 165,25 млн долларов США, в погашение задолженности срочной в период с марта 2022 года по март 2023 года, в погашение Отсроченной задолженности в российских рублях, таким образом выполнив вышеуказанное условие.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2023 г. N 2631-р "О подписании российско-сербских межправительственных протоколов к российско-сербским межправительственным соглашениям" 13 ноября 2023 г. в г. Москве и 21 ноября 2023 г. в г. Белграде подписаны соответствующие протоколы к Соглашениям, согласно которым указанные осуществленные сербской стороной платежи признаются платежами в погашение Отсроченной задолженности по Соглашениям и на нее не начисляются проценты на просроченную задолженность (далее - Протоколы).
Протоколы не противоречат Правилам предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1456-50.
Протоколы вступают в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу.
Протоколы не содержат положений иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Протоколы предусматривают изменение условий погашения задолженности сербской стороны перед Россией и в соответствии со статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат ратификации.
Проекты постановления Правительства Российской Федерации и федерального закона (далее - НПА) не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектами НПА решений не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Протоколов не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
В проектах НПА отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также обязательные требования о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.