Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(подготовлен Минюстом России 27.12.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и статью 21 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - законопроект) подготовлен в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 05.12.2022 N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (далее - Федеральный закон N 497-ФЗ).
Федеральный закон N 497-ФЗ изменяет перечень некоммерческих организаций, осуществляющих общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействующих лицам, находящимся в местах принудительного содержания, который установлен в части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". В частности, в данный перечень включены не только общественные объединения, но и ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации.
В связи с этим законопроектом вносятся корреспондирующие изменения в часть третью статьи 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), расширяющие перечень организаций, которые имеют право оказывать содействие, а также принимать участие в исправлении осужденных.
Кроме того, законопроектом в части третьей статьи 23 УИК РФ уточняются учреждения, исполняющие наказания, которым оказывают содействие общественные объединения, ассоциации (союзы), фонды и автономные некоммерческие организации, поскольку не все виды данных учреждений относятся к местам принудительного содержания, установленным статьей 2 Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
Также законопроектом предлагается исключить из части второй статьи 2 УИК РФ ссылку на общественные объединения в связи с тем, в данной статье уже предусматривается участие в исправлении осужденных иных организаций, к которым относятся в том числе общественные объединения (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменение в часть первую статьи 21 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части установления возможности адресовывать предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых как в общественные объединения, так и в общественные наблюдательные комиссии по аналогии с положениями части третьей статьи 21 данного Федерального закона.
Законопроектом предполагается внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты, в связи с чем предусмотрен особый порядок вступления в силу соответствующего Федерального закона.
Реализация положений законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также увеличения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.