Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 707"
(подготовлен Минэкономразвития России 10.01.2024 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 707" (далее соответственно - проект постановления, Постановление N 707) разработан Минэкономразвития России (далее - оператор реестра) в целях совершенствования нормативного правового регулирования деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" в 2023 году стартовала отчетная кампания, в соответствии с которой юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - регулируемые организации) ежегодно подают в реестр выбросов парниковых газов отчеты о выбросах парниковых газов (далее - отчеты). В 2023 году указанная обязанность распространялась на регулируемые организации, хозяйственная и иная деятельность которых в 2022 году сопровождалась выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа за год.
По результатам анализа правоприменительной практики представления и проверки отчетов в 2023 году установлена следующая проблематика:
- более половины поданных отчетов содержат некорректные или противоречивые сведения (эмитенты признают ошибки при внесении сведений);
- суммарный объем зарегистрированных выбросов в реестре выбросов парниковых газов завышен в несколько раз. По данным Национального кадастра антропогенных выбросов совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в России в 2022 г. составили 2,1 млрд тонн СО2-экв (данная цифра учитывает не только прямые, но и косвенные выбросы парниковых газов). При этом первоначальная масса прямых выбросов парниковых газов от 1036 организаций, подавших отчет в реестре выбросов парниковых газов, составила 1,9 млрд тонн СО2-экв. По результатам устранения выявленных ошибок в рабочем порядке при взаимодействии с регулируемыми организациями удалось сократить данную цифру до 1,2 млрд тонн СО2-экв.
На основании изложенного, в целях повышения качества предоставляемой в отчетах информации проектом постановления предлагается в Правила представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, утвержденные Постановлением N 707 (далее - Правила), ввести положение о проведении до момента принятия отчета и включения информации в реестр программно-аппаратными средствами в полуавтоматическом режиме форматно-логических проверок, уведомлении регулируемых и иных организаций (далее - поставщики информации) с использованием программно-аппаратных средств реестра о характере выявленных ошибок и порядке их устранения. При этом выявление таких ошибок не будет рассматриваться в качестве препятствия для включения информации о выбросах в реестр.
Кроме того, предусматривается возможность направления регулируемыми организациями с помощью программно-аппаратных средств реестра в адрес оператора реестра обращений об отзыве ранее направленных отчетов, а также порядок действия оператора реестра при поступлении таких обращений.
Кроме того, предлагается внесение изменения в форму отчета о выбросах парниковых газов, утвержденную Постановлением N 707 (далее - форма), предусмотрев формирование отчета, в том числе, в разрезе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - ОНВОС). Установлено, что в организациях ведется пообъектный учет выбросов парниковых газов.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценка достоверности сведений в отношении парниковых газов осуществляется Росприроднадзором.
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого Росприроднадзором, являются объекты ОНВОС. При этом действующая форма отчета не предусматривает предоставление информации о выбросах парниковых газов в разрезе объектов ОНВОС. Учитывая, что у одной организации может быть несколько десятков объектов ОНВОС, оценка достоверности совокупной информации по всем объектам ОНВОС, содержащейся в отчете, не представляется возможной.
Предлагаемое проектом постановления изменение формы направлено на устранение вышеназванных препятствий при проведении проверочных мероприятий, а также позволит существенно расширить аналитические возможности информационной системы.
Одновременно форма дополнена разделом про выбросы парниковых газов в сфере сельского хозяйства, поскольку наравне с выбросами парниковых газов в промышленных отраслях парниковые газы от животноводства и растениеводства оказывают существенный вклад в совокупные выбросы парниковых газов. В этой связи представляется необходимым осуществлять мониторинг выбросов парниковых газов эмитентов (50 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год) путем включения отчетов о выбросах парниковых газов регулируемыми организациями в обозначенных видах деятельности.
Проектом постановления также предлагается внести изменения в Правила в части установления единого срока проверки заполнения формы отчета для поставщиков информации - 20 календарных дней. Для иных организаций срок проверки также сокращается до 20 календарных дней (сейчас 30 рабочих дней).
В проекте постановления содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июня 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.
Также в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу.
В связи с этим в проекте постановления предусмотрен особый порядок вступления в силу - с 1 сентября 2024 г.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов профессиональной, предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов иных уровней.
Проект постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.