Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 11.01.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан Минтрансом России инициативно.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
По результатам проведенного анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость предлагаемого проектом федерального закона изменения правового регулирования, выявлена необходимость внесения изменения в часть 4 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), которым предусматривается, что размер арендной платы за пользование находящимися в государственной собственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами инфраструктуры морского порта (далее - Объекты инфраструктуры) определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о морских портах установлено, что размер арендной платы за пользование Объектами инфраструктуры определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества, расположенного в границах территории морского порта, в соответствии с гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Проведение оценки Объектов инфраструктуры для определения размера арендной платы регламентировано положениями раздела IV приказа Минтранса России от 02 ноября 2009 г. N 191 "Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта".
Таким образом, размер арендной платы за пользование Объектами инфраструктуры определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и соответствует рыночным значениям.
Вместе с тем, по мнению Федеральной антимонопольной службы, необходимо внести изменение в статью 31 Закона о морских портах, предусматривающее определение стоимости аренды, исходя из доходов арендаторов Объектов инфраструктуры.
Кроме того, сложившаяся геополитическая ситуация и макроэкономическая обстановка оказали заметное влияние на финансовую позицию балансодержателей Объектов инфраструктуры, при одновременной необходимости выполнения ими возложенных уставных задач, как, например, выполнение мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания.
Так, действия недружественных стран в отношении Российской Федерации возлагают на балансодержателей Объектов инфраструктуры стратегически важные задачи и масштабные по объемам финансирования инициативы, обусловленные, в том числе, необходимостью переориентации грузопотоков на восточный и азиатские товарные рынки через международные транспортные коридоры "Север-Юг" и "Восток-Запад".
Например, ФГУП "Росморпорт" делегирован ряд стратегически важных задач и масштабных по объемам финансирования инициатив, обусловленных в том числе текущими геополитическими реалиями:
- проведение ремонтного дноуглубления на Волго-Каспийском морском судоходном канале в повышенных объемах (указание Президента Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N Пр-2278 о подготовке предложений по поддержке обращения Губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкина по вопросу финансирования работ, направленных на увеличение проходной осадки судов в Волго-Каспийском морском судоходном канале (далее - ВКМСК) до 4,5 м и обеспечение двустороннего режима движения судов на всем его протяжении).
При этом, в 2023 году необходимый объем дноуглубительных работ на ВКМСК составит кратно большую величину (15 млн м3) при отсутствии внутренних источников для их финансирования у Предприятия (дефицит - порядка 5,6 млрд. рублей, меры бюджетной поддержки в отношении данного мероприятия не выделены);
- существенное увеличение расходов Предприятия на обеспечение функционирования паромной линии Усть-Луга - Балтийск ввиду кратного увеличения нагрузки на линию и необходимости выведения дополнительных судов, также необеспеченное мерами бюджетной поддержки;
- реконструкция объектов федеральной собственности в морских портах Корсаков и Таганрог, финансирование которых ранее планировалось за счет средств федерального бюджета;
- необходимость содержания непрофильных / убыточных активов, в том числе учебных парусных судов.
В указанных условиях в целях выполнения поставленных задач и мероприятий по строительству / реконструкции основных средств, а также для финансирования части операционных затрат балансодержатели Объектов инфраструктуры вынуждены прибегать к внешним заимствованиям, что может угрожать их финансовой устойчивости.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона предлагается:
- изложить часть 4 статьи 31 Закона о морских портах в редакции, предусматривающей, что размер арендной платы за пользование Объектами инфраструктуры определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и учитывающего доходы арендаторов Объектов инфраструктуры.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" текст проекта федерального закона размещен на сайте regulation.gov.ru с___ по____ 2023 г. с целью проведения публичного обсуждения.
5. Прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта федерального закона не приведет к сокращению доходов федерального бюджета.
Реализация проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта федерального закона направлено на законодательное закрепление установления размера арендной платы за пользование Объектами инфраструктуры, а также условий ее индексации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом изменение части 4 статьи 31 Закона о морских портах не противоречит положениям статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта федерального закона:
не повлечет за собой изменение объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не повлечет за собой сокращение доходной части соответствующих бюджетов.
8. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
Проект федерального закона не содержит обязательные требования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.