Комментарий к закону Московской области от 10.04.2009 N 31/2009-03 "О мерах по противодействию коррупции в Московской области"
Согласно пункту 1 статьи 10 подмосковного Закона его вступление в действие приурочено к моменту официального опубликования. А именно на следующий день после указанного момента. Сразу следует отметить, что на момент его публикации в данном издании официального выхода в свет этого Закона еще не было. Очевидно, это событие не за горами.
Подмосковный законодательный акт - отнюдь не новшество властей Московской области: он всего лишь исполняет миссию, возложенную на Закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), который действует уже с 10 января текущего года. Вполне логичным будет поговорить именно об этом нормативном акте.
Интересно, что Закон N 273-ФЗ содержит статьи, посвященные ответственности за коррупционные правонарушения, налагаемой на юридические и физические лица. Так, в статье 13 Закона сказано, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством нашей страны. При этом физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
В свою очередь, ответственность юридических лиц за "взятку" предусматривает статья 14 Закона N 273-ФЗ. В данной норме указано, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данный проступок виновное физическое лицо. Те же правила работают в противоположную сторону: привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. Данные нормы распространяются на иностранные юридические лица. Разумеется, если это предусмотрено законодательством нашей страны.
Еще одним немаловажным моментом, указанным в Законе N 273-ФЗ, являются требования, выдвигаемые работодателям, желающим вовлечь в трудовые отношения гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы. Так, согласно пункту 4 Закона N 273-ФЗ при заключении трудового договора с бывшим служащим исполнивший обязанности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами, обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. При этом неисполнение данной обязанности работодателем считается правонарушением и влечет ответственность. В данном случае речь идет о статье 19.29 КоАП "Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)".
Таким образом, нарушение уведомительных процедур грозит наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 50 000 тысяч рублей; на юридических лиц- от 100 000 до 500 000 рублей.
Ю.М. Мамонова,
юрист
"Московский бухгалтер", N 9, май 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007