Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 23.01.2024 г.)
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N ТГ-П45-6075 и направлен на повышение социальной защищенности граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Складывающаяся обстановка может быть признана чрезвычайной ситуацией федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера соответствующими органами власти или органами местного самоуправления на основании полномочий, определенных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), в случае, если размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь или количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, соответствует показателям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 68-ФЗ граждане имеют право на компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
При этом в трудной жизненной ситуации гражданам необходимо свободное время для решения семейно-бытовых вопросов, восстановления утраченных документов и условий жизнедеятельности.
Предоставление работникам, трудоустроенным на предприятии (организации), дополнительного оплачиваемого выходного дня с сохранением средней заработной платы (далее - дополнительный оплачиваемый выходной день), а также отпуска без сохранения заработной платы до 5 календарных дней (далее - отпуск без сохранения заработной платы) предполагается после одновременного установления фактов проживания их в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Дополнительный оплачиваемый выходной день обеспечит необходимым временем для восстановления документов, утраченных при чрезвычайной ситуации, и реализации своих прав на получение мер поддержки.
Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы до 5 дней позволит обеспечить пострадавших граждан временем для восстановления приемлемых условий жизнедеятельности в случае такой необходимости.
Предлагаемый механизм позволит защитить интересы как граждан,так и работодателей.
Основанием для подачи заявлений на предоставление дополнительного оплачиваемого выходного дня и отпуска без сохранения заработной платы будут являться документы об установлении фактов проживания работников в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера, выдаваемые органами местного самоуправления, наделенными Федеральным законом N 68-ФЗ полномочиями по установлению таких фактов.
Стоит отметить, что указанные документы также являются основанием для обращения гражданина к кредитору об изменении условий кредитного договора (договора займа), обязательства по которому обеспечены ипотекой,в соответствии со статьей 6 1-1 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Законопроектом предусмотрено, что порядок и условия предоставления работнику дополнительного оплачиваемого выходного дня и отпуска без сохранения заработной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствующем нормативном правовом акте планируется закрепить право работодателя организовать процесс предоставления дополнительного оплачиваемого выходного дня и отпуска без сохранения заработной платы без ущерба производственному процессу, что окажет положительный эффект на трудовую деятельность в условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
3. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ показал, что в период с 2018 по 2022 год на территории Российской Федерации зарегистрирована 1 491 чрезвычайная ситуация*(1),в результате которых пострадали 513 049 человек*(2).
В соответствии с расчетом, проведенным на основании данных, полученных с использованием единой межведомственной информационно-статистической системы, и представленным в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона, дополнительный оплачиваемый выходной день в среднем может потребоваться 30 075 работникам в год, в том числе 9 426 работникам бюджетных учреждений Российской Федерации.
Принимая во внимание проведенные расчеты, возможные расходы на предоставление дополнительного оплачиваемого выходного дня предусмотрены в пределах фонда оплаты труда соответствующего работодателя, который планируется на предстоящий год.
Внесение указанных изменений позволит повысить социальную защищенность граждан, являющихся работниками и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
4. Сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
5. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
6. Оценка соответствия законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Использованы официальные статистические показатели за 2018-2022 годы, размещенные на официальном сайте https://www.fedstat.ru/ indicator/41317.
*(2) Использованы официальные статистические показатели за 2018 - 2022 годы, размещенные на официальном сайте https://www.fedstat.ru/ indicator/41310.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.