Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минфином России 01.02.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) разработан в целях устранения правовых пробелов в регулировании общественных отношений, связанных с воинским учетом граждан, проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации (далее соответственно - сотрудники, таможенные органы).
Специальные правовые нормы уже предусмотрены в отношении сотрудников при регулировании вопросов отсрочки от призыва на военную службу, увольнения с военной службы в связи с переходом на службу в таможенные органы, зачисления в запас, освобождения от военных сборов (статьи 24, 51, 52 и 55 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Вместе с тем в статье 8 Федерального закона N 53-ФЗ, регулирующей вопросы организации воинского учета, а также присвоения воинских званий, специальное регулирование в отношении таможенных органов не предусмотрено.
В свою очередь, согласно пункту 14 Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления, утвержденных начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первым заместителем Министра обороны Российской Федерации Герасимовым В.В. 11 июля 2017 г. (далее - Методические рекомендации), на специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти на период мобилизации, а также проходящие службу в подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, имеющие специальные звания.
Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, а также подразделениях таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу, приведены в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.
Зачисление на специальный воинский учет граждан, поступивших на службу в подразделения таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых законом предусмотрена служба, не допускающая разглашения сведений, раскрывающих принадлежность конкретных лиц к кадровому составу на должности рядового (младшего) и начальствующего состава и имеющих специальные звания, производится в военных комиссариатах муниципальных образований по мотивированному ходатайству указанного органа, направляемому в военные комиссариаты по месту жительства или месту временного пребывания граждан, с приложением именных списков (пункт 2 приложения N 4 Методических рекомендаций).
Данная практика специального воинского учета сотрудников обусловлена особенностями профессиональной службы сотрудников по выполнению специальных государственных задач по защите экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации.
Мобилизация сотрудников на общих основаниях может повлечь резкое уменьшение численности сотрудников, выполняющих специальные государственные задачи, и, следовательно, значительное увеличение времени проведения таможенных операций, снижение качества таможенного контроля и пропускной способности пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации.
Сокращение численности сотрудников может повлиять на эффективность осуществления мероприятий по оперативно-розыскной деятельности по экономическим правонарушениям, по борьбе с особо опасными видами контрабанды, в том числе контрабандой наркотиков.
На основании изложенного во избежание споров при применении правовых норм, регулирующих вопросы воинского учета, законопроектом предлагается устранить на законодательном уровне пробел в правовом регулировании вопроса о специальном воинском учете сотрудников.
В связи с этим предлагается внести изменения в пункт 11 статьи 8 Федерального закона N 53-ФЗ согласно которым порядок и особенности воинского учета сотрудников будут определяться Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации (аналогично иным категориям граждан, проходящих государственную службу иных видов).
Кроме того, прохождение федеральной государственной службы на должностях, по которым присваиваются специальные звания и классные чины, предусмотрено в прокуратуре Российской Федерации и Следственном комитете Российской Федерации, в связи с чем в целях урегулирования вопроса осуществления специального воинского учета в отношении граждан, проходящих службу в указанных органах, а также унификации положений законопроекта предлагается внести изменения в статьи 24, 51, 52 и 55 Федерального закона N 53-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.