Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны"
(подготовлен Минэкономразвития России 01.02.2024 г.)
В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 22 декабря 2023 г. N 11 было обеспечено подписание Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны (далее - Соглашение). Соглашение подписано 25 декабря 2023 г. "на полях" Высшего Евразийского экономического совета в г. Санкт-Петербурге.
Переговоры по заключению Соглашения проводились на основе Решения Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 16
"О реализации статьи 1.3 Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года".
Директивы на проведение переговоров о заключении Соглашения утверждены распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 июля 2021 г.
N 12ДСП.
Соглашение формирует основные правила торговли между Евразийским экономическим союзом (далее - ЕАЭС) и его государствами - членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран (далее - Иран), с другой стороны, в максимально возможной степени приближенные к правилам Всемирной торговой организации (далее - ВТО), в том числе такие, как режим наибольшего благоприятствования и национальный режим, применение защитных мер и таможенного администрирования, отказ от применения количественных запретов и ограничений на ввоз товаров, а также положения, закрепляющие базовые стандарты ВТО в части ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер (далее - СФС), технического регулирования.
В дополнение к стандартным правилам ВТО Соглашение предусматривает также обязательства, выходящие за их рамки, но при этом применяемые в ЕАЭС.
В части технического регулирования были закреплены обязательства по обеспечению 180-ти дневного переходного периода между опубликованием и вступлением в силу технических регламентов. Данное положение повышает транспарентность торгового режима Ирана и выравнивает регуляторную среду с ЕАЭС, который уже функционирует по данному принципу.
В части СФС закреплена возможность предоставления комментариев еще на этапе разработки СФС-мер (если они отличаются от международных стандартов), проведении консультаций и регламентации их сроков.
Соглашение также предусматривает установление сотрудничества в различных сферах, в том числе в сфере добычи, переработки и использовании полезных ископаемых, энергоэффективности, исследований и инноваций, образования, медицины, транспорта, включая развитие мультимодальных (смешанных) перевозок, телекоммуникаций, транспортной и логистической инфраструктуры и транспортных коридоров.
Соглашение устанавливает преференциальный режим торговли в отношении порядка 87% товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Объем текущего российского импорта за 2022 год из Ирана по товарам, включенным в перечень тарифных обязательств ЕАЭС, оценивается в 980,1 млн долл. США (88,4 % от совокупного российского импорта из Ирана). Возможное выпадение доходов бюджета Российской Федерации от не уплаченных Ираном пошлин в отношении указанных товаров может составить порядка
50 млн долл. США. Предполагается, что они будут компенсированы за счет дополнительных поступлений от уплаты налога на добавленную стоимость при увеличении товарооборота.
Объем текущего российского экспорта за 2022 год, охваченного обязательствами Ирана по Соглашению, оценивается в 3,7 млрд долл. США (98 % от совокупного российского экспорта в Иран). Для Российской Федерации улучшение действующего режима заключается в отмене Ираном пошлин практически на все товары российского экспорта, в том числе на металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, железнодорожное оборудование, кондитерские изделия, отдельные виды мясной продукции и зерновых, рыбы, овощей.
Реализация соглашения позволит российским экспортерам экономить на уплате пошлин порядка 300 млн долл. США ежегодно.
Соглашение будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества с Исламской Республикой Иран в торгово-экономической сфере.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку оно содержит иные правила, чем предусмотренные законом. В частности, статья 2.1 Соглашения предусматривает предоставление сторонами товарам друг друга режима наибольшего благоприятствования (с определенными изъятиями). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее 164-ФЗ) предоставление подобного режима товарам происхождением из Ирана не предусмотрено. Также статья 2.7 Соглашения позволяет устанавливать запреты или ограничения на импорт и экспорт, необходимые для применения стандартов или правил классификации, сортировки и сбыта сырьевых товаров в международной торговле. Подобное основание для введения количественных ограничений статьей 21 164-ФЗ также не предусмотрено.
Реализация Соглашения не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, но при этом повлечет выпадение доходов федерального бюджета в размере предоставленных Исламской Республике Иран тарифных преференций при уплате ввозных таможенных пошлин.
В проектах федерального закона о ратификации Соглашения и постановления Правительства Российской Федерации не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие федерального закона о ратификации Соглашения и постановления Правительства Российской Федерации не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проекты федерального закона о ратификации Соглашения и постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.