Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О создании национального парка "Фролихинский"
(подготовлен Минприроды России 15.02.2024 г.)
Национальный парк "Фролихинский" (далее - национальный парк) создается в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для сохранения уникальных ландшафтов и природных комплексов северо-восточного побережья оз. Байкал, а также развития экологического туризма в Республике Бурятия.
Создание национального парка будет учтено при оценке показателей федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Экология" от 25 апреля 2019 г. N 2 (п. 4 раздела 1) в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет" (далее - федеральный проект), во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Национальный парк создается в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия на базе государственного природного заказника федерального значения "Фролихинский" с включением бухт Фролиха и Аяя оз. Байкал. Общая площадь национального парка составляет 114 530,0111 гектара.
Проектируемая территория расположена в горах Южной Сибири, в Прибайкальской горной области, в Восточном Прибайкалье, включает северную часть западного макросклона Баргузинского хребта от побережья оз. Байкал (456 м н.ур.м.) до главного гребня (2287 м н.ур.м.). Территория включает бассейны оз. Фролиха с р. Фролиха, р. Бирая и северную часть бассейна р. Ширильды, а также акваторию бухт Фролиха и Аяя оз. Байкал.
Территория проектируемого национального парка относится к одному из красивейших уголков северно-восточного побережья Байкала, имеет уникальную природоохранную, этнокультурную и научную ценность.
Северная оконечность Баргузинского хребта со своеобразными и неповторимыми природными комплексами, уникальным глубоководным озером Фролиха по своим экологическим и эстетическим свойствам, биоразнообразию и рекреационной привлекательности не имеют себе равных в Северном Прибайкалье.
Территория Северо-Байкальского района после строительства ж/д линии БАМ в большинстве своем осталась эталоном природы Северного Прибайкалья. Благодаря высокому разнообразию сообществ здесь представлен также весь спектр биологического разнообразия видов живых организмов, свойственных этим лесам и ландшафтам. Поддержание генофонда является важной функцией как для сохранения видов, так и для их восстановления на прилегающих нарушенных территориях.
В сравнении с другими территориями, на территории проектируемого национального парка наблюдается достаточно высокая сложность ландшафтного строения. Это вызвано тектонической структурой (Байкальский рифтогенез), значительной континетальностью климата. Все эти факторы в дополнение к относительно слабой антропогенной освоенности и нарушенности геосистем позволяют отнести территорию к ценным участкам природного наследия России. Территория обладает уникальным сочетанием урочищ. Это предопределило высокую рекреационную ценность ландшафтов участка. Одновременно ландшафты рассматриваемой территории чрезвычайно уязвимы при возрастании антропогенного воздействия и обладают низким потенциалом возобновления. При неконтролируемом использовании некоторых из них, в том числе для целей рекреации, возникает риск утраты уникальных природных комплектов или их компонентов.
Растительный покров проектируемого национального парка включает характерные для данного географического района высокогорные сообщества, кедровые и лиственничные леса, другие растительные сообщества, в том числе редкие. Произрастает 793 вида высших сосудистых растений. Растительные сообщества включают 16 видов растений, занесенных в Красную Книгу Республики Бурятия и 6 видов в Красную Книгу Российской Федерации (лобария легочная, лобария сетчатая, асахинея Шоландера, нефромопсис Лаурера, полушник щетинистый, тиллея водная). Здесь произрастает много видов лекарственных растений. Значительна урожайность пищевых растений - брусники и голубики. Большие площади занимают кормовые угодья для диких северных оленей. Разнообразие флоры, растительного покрова и природных ландшафтов благоприятствует развитию познавательного туризма.
Общее состояние растительного покрова района проектирования национального парка хорошее. Для сохранения естественного растительного покрова необходимо строгое соблюдение правил пожарной безопасности в лесах, недопущение незаконной рубки леса, предотвращение эрозии почвы, рациональное использование территории при рекреационной деятельности, исключение загрязнения окружающей среды токсичными веществами.
Здесь отмечается высокое разнообразие животных, в том числе редких и исчезающих видов: 39 видов млекопитающих, 178 видов птиц и 11 видов рыб.
В Красную Книгу Российской Федерации включен 1 вид млекопитающих (прибайкальский черношапочный сурок), 15 видов птиц (черный аист, сибирский таёжный гуменник, клоктун, касатка, скопа, беркут, орлан-белохвост, бородач, кречет, сапсан, черный журавль, хрустан и др.) и 3 вида рыб (острорылый ленок, обыкновенный таймень, арктический голец), в Красную Книгу Республики Бурятия - 3 вида зверей, 30 видов птиц, 1 вид амфибий и 3 вида рыб, в список МСОП - 1 вид млекопитающих, 5 видов птиц и 3 вида рыб.
Территория проектируемого национального парка "Фролихинский" и его окрестностей характеризуется рядом ценных природных достопримечательностей, являющимися значимыми объектами в плане уникальности, а также туристического потенциала: озеро Фролиха, поющие пески Турали, скала Папаха, источник Хакусы, Фролихинский сточник, бухта Аяя, озеро Укоинда, сфагновое болото в устье р. Бирая, конечные ледниковые морены, цокольная терраса конца ледникового периода.
Проектируемый национальный парк станет реальным механизмом достижения баланса природоохранной и традиционной хозяйственной деятельности, создания условий для максимального сохранения и поддержания культуры и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, социально-экономического развития Северо-Байкальского района и Республики Бурятия, обеспечения биосферных функций и экосистемных услуг.
На территории проектируемого национального парка отсутствуют населенные пункты, сельскохозяйственные угодья, промышленные и линейные объекты, действующие водозаборы и месторождения полезных ископаемых.
Создание национального парка согласовано Минприроды Республики Бурятия и администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район". По результатам проведения публичных слушаний создание национального парка единогласно поддержано местным населением.
В состав территории национального парка включаются земли лесного фонда площадью 112767,4476 гектара и земли, категория которых не определена, площадью 1762,5635 гектара.
После создания национального парка на включенных участках будут проведены землеустроительные и кадастровые работы, по результатам которых данные земельные участки будут в установленном порядке поставлены на государственный кадастровый учет в Единый государственный реестр недвижимости.
Создание и функционирование национального парка будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на функционирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Создание национального парка будет способствовать развитию экономики региона и страны в целом, созданию новых рабочих мест, а также развитию познавательного туризма.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые решения относятся к сфере реализации Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.