Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о проспектах ценных бумаг"
(подготовлен Минфином России 21.02.2024 г.)
Проекты федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о проспектах ценных бумаг" и постановления Правительства Российской Федерации "О внесении на ратификацию Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о проспектах ценных бумаг" (далее соответственно - проект федерального закона, проект постановления) разработаны в целях ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о проспектах ценных бумаг, подписанного в городе Москве 22 декабря 2023 г. (далее - Соглашение).
Соглашение разработано и подписано во исполнение Союзной программы по гармонизации норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, а также финансового рынка в целом, включая обеспечение создания единых принципов страхования вкладов*(1) в целях укрепления надежности и обеспечения стабильности финансовых рынков Российской Федерации и Республики Беларусь, а также создания единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения свободы осуществления эмиссионных и торговых операций с ценными бумагами государств-участников Союзного государства.
Соглашение отвечает интересам Российской Федерации.
Предметом Соглашения является обеспечение признания проспектов ценных бумаг, зарегистрированных в одной Стороне, с целью размещения и (или) обращения этих ценных бумаг на территории другой Стороны.
Соглашение также устанавливает, что регистрация проспектов ценных бумаг, которые отвечают требованиям Соглашения, осуществляется уполномоченным органом государства пребывания эмитента и является основанием для допуска ценных бумаг к размещению и (или) обращению (в том числе, публичному) на территории принимающего государства.
Соглашение позволит обеспечить положительный эффект с точки зрения возможности допуска ценных бумаг к размещению и (или) обращения (в том числе, публичного) на территории принимающей стороны. При этом повторная регистрация таких ценных бумаг (проспектов ценных бумаг) в принимающем государстве не потребуется.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, пунктом 2 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что регистрация проспекта ценных бумаг, отвечающего требованиям Соглашения, осуществляется уполномоченным органом государства пребывания эмитента и является основанием для допуска ценных бумаг к размещению и (или) обращению (в том числе публичному) на территории принимающего государства. Повторная регистрация такого проспекта ценных бумаг в принимающем государстве не требуется.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) Банк России устанавливает порядок допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации и порядок регистрации проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов. Кроме того, исходя из норм, предусмотренных пунктом 3 статьи 51 1 Закона N 39-ФЗ, ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению в Российской Федерации по решению Банка России при условии регистрации Банком России проспекта таких ценных бумаг. Согласно пункту 23 статьи 511 Закона N 39-ФЗ Банк России определяет особенности по применению требований к проспекту ценных бумаг иностранных эмитентов и документам, представляемым для его регистрации и (или) допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам на российской бирже, к составу сведений, включаемых в эти документы, их оформлению, а также к объему и порядку раскрытия информации о таких ценных бумагах и их эмитентах.
Таким образом, Соглашение устанавливает иное регулирование по сравнению с пунктом 3 статьи 511 Закона N 39-ФЗ.
В этой связи Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Положения Соглашения соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Ратификация Соглашения не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не потребует увеличения расходной части федерального бюджета и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Проект федерального закона, а также проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проектах федерального закона и постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
-------------------------------------------
*(1) Утверждена Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. N 6 "Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 - 2023 годы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.