Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 28.02.2024 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 2004, N 52, ст. 5275; 2021, N 24, ст. 4188) изменение, дополнив ее словами ", за исключением случаев, установленных федеральным законом".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5491; 2007, N 7, ст.833) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"договор об оказании гостиничных услуг - договор, в котором содержатся элементы договора оказания услуг, договора аренды и найма жилого помещения, договора хранения (смешанный договор) и по которому юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющее гостиничные услуги, обязуется предоставить гостиничные услуги, а потребитель обязуется оплатить эти услуги, а также соблюдать установленные правила проживания в гостинице.";
2) дополнить статьей 5.1 следующего содержания:
"Статья 5.1. Договор об оказании гостиничных услуг
Порядок заключения и изменения договора об оказании гостиничных услуг, сведения о тарифах и видах бронирования, используемых при заключении договора об оказании гостиничных услуг, а также минимальный перечень бесплатных услуг, оказываемых в гостиницах, установлены Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае отказа потребителя от договора об оказании гостиничных услуг возврат потребителю платы за временное проживание и оказание иных сопутствующих услуг, определенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги, осуществляется в следующем порядке:
если потребителем заключен договор об оказании гостиничных услуг, предусматривающий условие о возврате платы за временное проживание и оказание иных сопутствующих услуг, определенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги, при расторжении договора об оказании гостиничных услуг (возвратный тариф), потребителю возвращается уплаченная за временное проживание и оказание иных сопутствующих услуг, определенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги, плата, за исключением суммы расходов юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору об оказании гостиничных услуг;
если потребителем заключен договор об оказании гостиничных услуг, предусматривающий условие о невозврате платы за временное проживание и оказание иных сопутствующих услуг, определенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги (невозвратный тариф), при расторжении договора об оказании гостиничных услуг, уплаченная за временное проживание и оказание иных сопутствующих услуг, определенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги, плата не возвращается, за исключением случаев отказа потребителя от договора об оказании гостиничных услуг, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги.
В случае вынужденного отказа потребителя от договора об оказании гостиничных услуг в связи с болезнью потребителя или члена его семьи либо близкого родственника, указанного в договоре об оказании гостиничных услуг, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомлении об этом юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего гостиничные услуги, до окончания установленного в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, времени заезда, потребителю возвращается уплаченная за временное проживание и оказание иных сопутствующих услуг, определенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги, плата.
В целях части третьей настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
При реализации гостиничных услуг через уполномоченного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предоставляющим гостиничные услуги, представителя, к такому лицу применяются правила настоящей статьи, а также Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Президент Российской Федерации |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее -законопроект) разработан в соответствии с пунктом 5 плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" по направлению "Туризм", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 января 2024 г. N 99-р.
Целью законопроекта является обеспечение возможности предоставление коллективными средствами размещения, предоставляющими гостиничные услуги, потребителю невозвратного тарифа наравне с возвратным.
Законопроект предоставляет возможность устанавливать как возвратный, так и невозвратный тариф для гостиниц, а туристам - возможность выбора каким тарифом воспользоваться. Так, после вступления закона в силу потребитель сможет выбрать невозвратный тариф и сэкономить на размещении, или выбрать возвратный тариф и обезопасить себя в случае отмены поездки.
Ожидается, что принятие законопроекта увеличит доступность проживания для гостей благодаря возможности бронирования по более низким ценам, а гостиницам позволит более эффективно планировать свою деятельность и снизить издержки.
В настоящий момент законодательством Российской Федерации предусмотрен только механизм взимания платы за фактический простой номера. Однако, таким образом можно компенсировать только затраты гостиницы за первые сутки проживания и только в том случае, если потребитель не подал в гостиницу заявление об отказе от гостиничных услуг.
Так, пунктом 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853, предусмотрено, что гостиница или иное средство размещения вправе предусматривать гарантированное бронирование, то есть, бронирование, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда.
При несвоевременном отказе от бронирования, опоздании или в ситуации незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается.
В данном случае, существенным условием удержания гостиницей денежных средств в ходе такого бронирования является отсутствие заблаговременного предупреждения от потребителя или иного уполномоченного лица об отказе от забронированных услуг.
Статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено право потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В связи с тем, что законодательство Российской Федерации не предусматривает понятия "разумный срок уведомления" потребитель может уведомить гостиницу об отказе от услуг вплоть до времени заезда и забрать собственные средства. При этом для гостиницы такая ситуация, фактически, будет означать тот же самый простой номера и последующие убытки, так как реализовать номер минута в минуту невозможно.
Фактически, объем расходов гостиницы на операционную деятельность в большей степени постоянный, в случае отказа потребителя от бронирования компенсировать затраты невозможно, и сумма расходов составляет убыток по основному виду деятельности.
Доля постоянных расходов в рамках осуществления деятельности по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения составляет у различных видов гостиниц от 65 до 90 %, не зависит от того заехал ли постоялец в номер или нет. При этом, переменные расходы, которые средство размещения несет лишь в случае фактического оказания услуг составляют лишь от 10 до 25 % в зависимости от типа средства размещения.
Согласно данным, предоставленным турагрегатором Островок.ру, в среднем по 2023 году количество бронирований, отмененных в период от 0 до 1 дня до предполагаемой даты заезда составляет 3,6% от общего объема бронирования, в период от 2 до 4 дней - еще 3% и в период от 4 до 7 дней - еще 3%.Общее количество отмененных бронирований в гостиницах менее, чем за неделю до предполагаемой даты заезда составляет 9,6%.
Доля отмен | ||||
месяц |
0 - 7 дней % |
0 - 1 день % |
2-3 дня % |
4-7 дней % |
2023-01-01 |
9,0 |
3,3 |
2,9 |
2,7 |
2023-02-01 |
9,7 |
3,4 |
3,1 |
3,1 |
2023-03-01 |
8,9 |
3,2 |
2,8 |
2,9 |
2023-04-01 |
9,7 |
3,4 |
3,1 |
3,2 |
2023-05-01 |
9,6 |
3,5 |
3,0 |
3,1 |
2023-06-01 |
10,6 |
3,9 |
3,3 |
3,4 |
2023-07-01 |
10,6 |
3,9 |
3,4 |
3,4 |
2023-08-01 |
10,4 |
4,2 |
3,2 |
3,0 |
2023-09-01 |
9,4 |
3,8 |
2,8 |
2,8 |
2023-10-01 |
9,1 |
3,5 |
2,9 |
2,7 |
2023-11-01 |
6,0 |
2,7 |
1,8 |
1,5 |
Всего 2023 |
9,7 |
3,6 |
3,0 |
3,0 |
Фактически каждый 10-й номер отменяется потребителем, и каждый 4-й из этих 10 номеров не может быть реализован в связи со срочностью произведенной потребителем отмены, что составляет 4 % потерь от выручки.
Таким образом гостиница, рентабельность активов которой составляет - 0,2%, а средний годовой доход - 24,2 млн руб., по официальным данным Росстата недополучает до 1 млн руб. (960 тыс. руб.) в год.
Учитывая, что в едином перечне классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 1 января 2024 г. состоит более 23 тысяч гостиниц и иных средств размещения. Недополученная прибыль гостиничной отрасли в целом от отказов потребителей от бронирования номеров за 1 календарный год составляют более 20 млрд руб.
При этом, потери доходных поступлений бюджета от одного только налога на прибыль организаций могут составлять до 4 млрд. руб.
После принятия законопроекта соответствующие изменения в части расширения видов тарифов при предоставлении гостиничных услуг коллективными средствами размещения будут внесены в пункт 16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не потребует расходов из федерального бюджета.
В связи с тем, что в законопроекте имеются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения установлен, установлен срок вступления законопроекта в силу с 1 марта 2025 года.
Проекты федеральных законов и федеральные законы с аналогичным содержанием на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют.
Планируемые сроки рассмотрения и принятия (одобрения, подписания) законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации:
октябрь 2024 г. - рассмотрение и принятие (одобрение) законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в первом чтении;
ноябрь 2024 г. - рассмотрение и принятие (одобрение) законопроекта (федерального закона) Государственной Думой во втором и третьем чтениях;
январь2025 г. - рассмотрение и одобрение Федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
февраль2025 г. - подписание Федерального закона Президентом Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон) потребует принятия федерального закона "О внесении изменения в статью 782 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".
Краткое описание - в целях обеспечения возможности предоставления коллективными средствами размещения, предоставляющими гостиничные услуги, потребителю невозвратного тарифа наравне с возвратным предполагается внесение изменений в части расширения возможностей расторжения договора возмездного оказания услуг для заказчиков в связи с введением невозвратных тарифов при предоставлении гостиничных услуг коллективными средствами размещения.
Основание - статьи 1 и 2 Федерального закона.
Срок подготовки - одновременно с принятием Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Роспотребнадзор, Минфин России, Минюст России.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон) потребует принятия проекта постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853".
Краткое описание - в целях обеспечения возможности предоставления коллективными средствами размещения, предоставляющими гостиничные услуги, потребителю невозвратного тарифа наравне с возвратным предполагается внесение изменений в части введения нового вида тарифов предоставления гостиничных услуг коллективными средствами размещения (невозвратных тарифов), а также расширение возможностей расторжения договора оказания гостиничных услуг в связи с указанных тарифов.
Основание разработки - статьи 1 и 2 Федерального закона.
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Роспотребнадзор.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.