Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.03.2024 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1350 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, ГК РФ) разработан во исполнение части 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 20 мая 2023 г. N 2446-П9-ММ.
Российская Федерация является участницей ряда международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, среди которых Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года (далее - Парижская конвенция). Страны-участницы Парижской конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (далее - Союз).
Парижская конвенция регламентирует ряд условий охраны изобретений,к которым в частности относятся закрепление прав конвенционного и выставочного приоритета (первенства), территориальный характер действия патента.
Международные выставки, организуемые для демонстрации новейших достижений науки и техники, как правило, имеют среди своих экспонатов много изобретений. Чтобы обеспечить возможность такого показа, необходимо решить ряд проблем охраны прав на изобретение и в первую очередь - новизны. Показ какого-либо изобретения на выставке в любой из стран Союза при отсутствии специальной охраны этого изобретения может послужить препятствием к его патентованию.
Согласно статье 11 Парижской конвенции страны Союза в соответствии с внутренним законодательством предоставляют временную охрану патентоспособным изобретениям, экспонируемых на официально проводимых международных выставках. Это означает, что если техническое новшество, показанное на выставке, будет в последующем заявлено как изобретение, то датой заявки будет считаться день помещения этого изобретения на выставке и с этого же дня будет считаться его приоритет.
Положения статьи 11 Парижской конвенции имплементированы в законодательство Российской Федерации посредством закрепления соответствующих норм, в частности, в положениях пункта 3 статьи 1350 ГК РФ.
Так, согласно пункту 3 статьи 1350 ГК РФ раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем либо любым получившим от них прямо или косвенно эту информацию лицом (в том числе в результате экспонирования изобретения на выставке), вследствие чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, при условии,что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе.
В свою очередь пунктом "(3)" статьи 11 Парижской конвенции предусмотрено, что временная охрана патентоспособных изобретений, предоставляемая в соответствии с пунктом "(1)" статьи 11 Парижской конвенции не продлевает сроки, установленные в статье 4 Парижской конвенции. Если позднее будет истребовано право приоритета, то компетентное учреждение каждой страны сможет исчислять срок с даты помещения продукта на выставку.
Необходимо отметить, что предусмотренные подпунктом "(1)" пункта "С" статьи 4 Парижской конвенции сроки приоритета составляют двенадцать месяцев для патентов на изобретения.
В Российской Федерации выставочный приоритет для изобретений действует в течение шести месяцев с даты открытия конкретной выставки.
Таким образом, при рассмотрении возражений против выдачи патентов на изобретения, отечественные патентообладатели находятся в более уязвимом положении в случае раскрытия сведений о сущности изобретения его автором до подачи заявки на выдачу патента в спорах, мотивированных несоответствием заявленных технических решений условию патентоспособности "новизна".
Законопроект подготовлен в целях предоставления патентообладателям благоприятных условий для защиты своих исключительных прав в той мере,в которой это допускается международными соглашениями.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие соответствующего Федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.