Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования"
(подготовлен Минтрудом России 11.03.2024 г.)
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
А.О. Котяков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от "__" ______20__ г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, среднем профессиональном образовании |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение освоения ими нормативно установленных результатов образовательных программ; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении образования; учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ |
Группа занятий:
2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
2351 |
Специалисты по методике обучения |
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.21 |
Образование профессиональное среднее |
85.30 |
Обучение профессиональное |
85.14 |
Образование среднее общее |
85.41 |
Образование дополнительное детей и взрослых |
85.42 |
Образование профессиональное дополнительное |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) |
6 |
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и цифровых средств |
А/01.6 |
6 |
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации, в том числе с использованием дистанционных технологий, цифровых средств |
А/02.6 |
6 |
|||
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, программ СПО, включая рабочие программы воспитания |
А/03.6 |
6 |
|||
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) |
А/04.6 |
6 |
|||
В |
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации программ СПО, включая программу воспитания, и программ профессионального обучения |
6 |
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и (или) специалистов среднего звена, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и цифровых средств |
В/01.6 |
6 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и цифровых средств |
В/02.6 |
6 |
|||
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания |
В/03.6 |
6 |
|||
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) |
В/04.6 |
6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее - СПО) |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||
Возможные наименования должностей, профессий |
Преподаватель |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование, направленность (профиль) которого соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(3) Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(4) |
Другие характеристики |
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировки, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)) не реже одного раза в три года |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС*(5) |
- |
Преподаватель |
ОКПДТР*(6) |
25812 |
Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах) |
25824 |
Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах) |
|
ОКСО*(7) |
- |
Любые направления подготовки и специальности |
- |
Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и цифровых средств |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного и смешанного обучения |
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного и смешанного обучения | |
Руководство учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельностью обучающихся по программам СПО, включая общеобразовательный учебный цикл, в том числе практической подготовкой и подготовкой к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), выпускной квалификационной работе (если предусмотрена) | |
Формирование личностных результатов обучающихся, установленных рабочей программой воспитания, на основе содержания учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), самостоятельной работы обучающихся, учебно-профессиональной, проектной, исследовательской деятельности обучающихся по программам СПО | |
Профилактика деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии | |
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), в том числе, входящие в общеобразовательный учебный цикл | |
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения, формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы | |
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональных компетенций (при освоении обучающимися учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональных компетенций)) | |
Необходимые умения |
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) |
Создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их деятельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), выполнению заданий для самостоятельной работы; привлекать к целеполаганию, активной пробе своих сил в различных сферах деятельности, в том числе, учебно-профессиональной, проектной, исследовательской, обучать самоорганизации и самоконтролю | |
Выбирать в рамках преподаваемых учебных предметов, дисциплин (модулей) содержание, формы, методы, приемы воспитания, направленные на формирование личностных результатов, определенных рабочей программой воспитания, способности противостоять влиянию террористической и иной радикальной идеологии | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом: - специфики образовательных программ, требований федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) СПО (для программ СПО); - особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - задач занятия (цикла занятий), вида занятия; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - стадии профессионального развития; - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания | |
Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину | |
Контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания с учетом выявленных причин | |
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, текущего оценивания, оценочных средств, корректировать их и собственную оценочную деятельность | |
Консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), в процессе прохождения практики | |
Контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ, отчетов о практике; проверять готовность выпускника к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену), к защите выпускной квалификационной работы, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста | |
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональных компетенций (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональных компетенций)) | |
Создавать условия для ознакомления обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров, вводить ее элементы в образовательную среду | |
Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, конкурсов и мероприятий в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), а также мероприятий, направленных на противодействие террористической и иной радикальной идеологии | |
Анализировать проведение учебных занятий с учетом задач воспитания и организацию самостоятельной работы обучающихся, вносить коррективы в рабочую программу, в том числе в части воспитания, план изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), образовательные технологии, задания для самостоятельной работы, собственную профессиональную деятельность | |
Взаимодействовать с коллегами и администрацией образовательной организации по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках программ профессионального обучения, СПО (включая общеобразовательный цикл), с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды | |
Взаимодействовать с коллегами, администрацией образовательной организации по вопросам модернизации материально-технической базы учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: - требований ФГОС СПО и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся; - особенностей преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); - нормативных документов образовательной организации; - современных требований к учебному оборудованию | |
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды учебного помещения (кабинета, лаборатории, спортивного зала), выполнение требований охраны труда; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебном помещении | |
Обеспечивать сохранность и эффективное использование учебного оборудования | |
Необходимые знания |
Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство в сфере образования; локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса и работы учебного кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) |
Преподаваемая область научного (научно-технического) знания и (или) профессиональной деятельности, актуальные проблемы и тенденции ее развития, современные методы (технологии), использующиеся в будущей профессиональной деятельности обучающихся | |
Требования ФГОС СПО, содержание примерных образовательных программ, примерных программ воспитания учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) | |
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОПОП СПО и (или) образовательной программе профессионального обучения, в том числе для достижения личностных результатов, установленных рабочей программой воспитания (для СПО) | |
Электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ, подготовки к практическим формам экзаменационных испытаний (квалификационному, демонстрационному, профессиональному экзамену) | |
Методология, теоретические основы и технология исследовательской и проектной деятельности (для преподавания по программам СПО, включая общеобразовательный учебный цикл) | |
Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся, включая общеобразовательный учебный цикл | |
Требования к оформлению проектных и исследовательских работ, отчетов о практике (для преподавания по программам СПО, включая общеобразовательный учебный цикл) | |
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности) | |
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки | |
Основы эффективного педагогического общения, законы риторики и требования к публичному выступлению | |
Цели и задачи воспитания, установленные рабочей программой воспитания, формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) | |
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения), в том числе дистанционные, технологии электронного, смешанного обучения | |
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | |
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению кабинета (лаборатории, иного учебного помещения) в соответствии с его предназначением и характером реализуемых программ | |
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся по программам СПО | |
Основы психологии труда, стадии профессионального развития | |
Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии, включая медицинские, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии (для преподавания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции)) | |
Современные практики, содержание, формы и методы профориентации и консультирования по вопросам профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития в процессе освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), эффективные приемы общения и организации деятельности, ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО в процессе промежуточной и итоговой аттестации, в том числе с использованием дистанционных технологий, цифровых средств |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|
Трудовые действия |
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета, курса дисциплины (модуля) в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии), при необходимости - с использованием дистанционных технологий, цифровых средств |
|||||
Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с использованием дистанционных технологий, цифровых средств | ||||||
Необходимые умения |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки, применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охранять жизнь и здоровье обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: - соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методики оценки, в том числе при проведении практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена); - соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания; - корректно интерпретировать результаты контроля и оценки |
|||||
Составлять отзыв о проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работах (для преподавания по программам СПО) | ||||||
Анализировать результаты оценки, оценочные средства, корректировать их и собственную оценочную деятельность | ||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам СПО и (или) профессионального обучения |
|||||
Отечественный и зарубежный опыт, современные подходы к контролю и оценке результатов профессионального образования и профессионального обучения, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | ||||||
Методика разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания, включая процедуры практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | ||||||
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | ||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, программ СПО, включая рабочие программы воспитания |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, включая рабочие программы воспитания, профессионального обучения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с использованием ресурсов цифровых образовательных средств |
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ СПО, включая рабочие программы воспитания, профессионального обучения, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с использованием ресурсов цифровых образовательных средств | |
Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, включая практическую подготовку, с учетом целей и задач воспитания, профессионального обучения, в том числе на основе готовых учебно-методических материалов для электронного, смешанного обучения, с использованием ресурсов цифровых образовательных платформ, а также с учетом целей и задач воспитания | |
Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения, в том числе в электронной форме | |
Необходимые умения |
Анализировать примерные программы (при наличии), примерные и рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий (циклов занятий) с учетом целей и задач воспитания, оценочные средства и методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО, профессионального обучения с учетом: - порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; - требований ФГОС СПО и (или) профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей; - развития соответствующей области научного знания и (или) профессиональной деятельности, требований рынка труда; - образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; - роли учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания; - современного развития технических, цифровых средств обучения, образовательных технологий |
Формулировать примерные темы проектных, исследовательских работ обучающихся, выпускных квалификационных работ с учетом необходимости обеспечения их практикоориентированности и (или) соответствия требованиям ФГОС СПО, с учетом целей и задач воспитания, роли в освоении профессиональной деятельности (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)), интересов и возможностей обучающихся (для преподавания по программам СПО) | |
Взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, преподающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) программы СПО, профессионального обучения | |
Формулировать совместно с мастером производственного обучения требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по профессиональному модулю, обсуждать разработанные материалы (для преподавания профессиональных модулей программ СПО) | |
Вести учебную, планирующую документацию, документацию по эксплуатации учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях | |
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы | |
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | |
Обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | |
Необходимые знания |
Методологические и методические основы современного профессионального образования, СПО и (или) профессионального обучения |
Теория и практика СПО, профессионального обучения по соответствующим направлениям подготовки, специальностям, профессиям и (или) видам профессиональной деятельности, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт | |
Законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной документации, а также документации, содержащей персональные данные | |
Требования ФГОС СПО, содержание примерных программ (при наличии), примерных программ воспитания, учебников, учебных пособий (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) | |
Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОПОП СПО, включая рабочую программу воспитания, образовательной программе профессионального обучения | |
Требования профессиональных стандартов и квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности (для учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), ориентированных на формирование профессиональной компетенции) | |
Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения, методические основы его разработки | |
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам | |
Современное состояние области знаний и (или) профессиональной деятельности, соответствующей преподаваемым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) | |
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения | |
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки | |
Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения) | |
Психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) | |
Требования охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации | |
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам | |
Другие характеристики |
- |
3.1.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение профориентационных мероприятий с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) |
Код |
А/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации |
Информирование и консультирование обучающихся дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Разработка (обновление) планов (сценариев) и проведение индивидуальных и групповых профориентационных занятий и консультаций дошкольников, школьников и их родителей (законных представителей), в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по предмету технология и профильным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения школьников в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства | |
Необходимые умения |
Использовать современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор |
Устанавливать контакт с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку | |
Проводить информирование и консультирование с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками | |
Знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Привлекать обучающихся по программам профессионального образования в профориентационную работу с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | |
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для школьников, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по предмету технология и профильным предметам, по вопросам профессиональной ориентации | |
Необходимые знания |
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций |
Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор школьников | |
Особенности профинформирования и профконсультирования обучающихся дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей), специфика работы с особыми группами обучающихся (группа риска, учащиеся с нарушениями здоровья и развития, воспитанники детских домов и интернатов) | |
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности | |
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся | |
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для школьников | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации программ СПО, включая программу воспитания, и программ профессионального обучения |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Мастер производственного обучения |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, направленность (профиль) которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися Или Высшее образование, направленность (профиль) которого соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися Или Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена (непрофильное) или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации |
Другие характеристики |
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировки, по профилю педагогической деятельности (соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)) не реже одного раза в три года, а также стажировки по профессии, специальности, осваиваемой обучающимися |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС |
- |
Мастер производственного обучения |
ОКПДТР |
23962 |
Мастер производственного обучения |
25824 |
Преподаватель-стажер (в колледжах, университетах и других вузах) |
|
ОКСО |
6.44.02.06 6.44.03.04 6.44.04.04 |
Профессиональное обучение (по отраслям) |
- |
Направления подготовки и специальности, соответствующие по направленности (профилю) области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и (или) специалистов среднего звена, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и цифровых средств |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формирование в учебно-производственной мастерской (на полигоне, площадке, в лаборатории, ином месте занятий) образовательно-производственной среды, направленной на достижение результатов обучения и воспитания, определенных ОПОП СПО |
Разработка мероприятий по модернизации оснащения учебно-производственных помещений | |
Использование тренажеров, симуляторов, электронных образовательных ресурсов (при наличии), способствующих достижению результатов учебной и производственной практики | |
Организация и проведение учебной и (или) производственной практики (практической подготовки) | |
Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации обучающихся в процессе учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Необходимые умения |
Выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваиваемой обучающимися на учебной и производственной практике (в процессе практической подготовки): решение профессиональных задач, выполнение отдельных трудовых функций, технологических операций и отдельных приемов технологических операций |
Устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучающимися, создавать условия для воспитания и развития обучающихся, профилактике деструктивного поведения, влияния террористической или иной радикальной идеологии, мотивировать их деятельность по освоению профессии, привлекать к целеполаганию, обучать самоорганизации и самоконтролю | |
Использовать средства педагогической поддержки профессионального самоопределения и профессионального развития обучающихся, проводить консультации по этим вопросам на основе наблюдения за освоением обучающимся профессиональной компетенции в процессе прохождения учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам модернизации материально-технической базы учебно-производственной мастерской (иного места занятий), выбирать учебное оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: - требований ФГОС и (или) задач обучения, воспитания и развития обучающихся; - особенностей отрасли (профессиональной деятельности); - современных требований к учебно-производственному оборудованию, включая требования к оборудованию для проведения практических форм экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения, практической подготовки, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: - специфики осваиваемой профессии; - задач занятия (цикла занятий), в том числе воспитательных; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - стадии профессионального развития; - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания | |
Проводить проверку исправности технологического оборудования, количественную и качественную проверку поступающих материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий), составлять заявки на техническое обслуживание и ремонт учебно-производственного оборудования, контролировать качество выполнения работ | |
Согласовывать все виды работ на практике, результаты и объекты практики (практической подготовки) с работодателями (руководителями практики от организации) | |
Организовывать выполнение работ (услуг) и контроль их качества в соответствии с требованиями технической документации и нормами времени на выполнение соответствующих работ; проводить количественную и качественную приемку готовой продукции (услуги), вести индивидуальный учет производительности труда, продукции, сданной с первого предъявления; планировать улучшение качества продукции (услуг) (в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)) | |
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, работу, выполняемую ими, оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания в соответствии с выявленными затруднениями | |
Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда, контролировать санитарно-бытовые условия выполнение правил пожарной безопасности, электробезопасности, применять средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты; анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебно-производственной мастерской | |
Соблюдать требования охраны труда | |
Создавать условия для знакомства обучающихся с опытом успешных профессионалов, работающих в осваиваемой сфере профессиональной деятельности, и (или) корпоративной культурой организаций-партнеров | |
Консультировать обучающихся по программам профессионального образования и их родителей (законных представителей) и (или) обучающихся по программам профессионального обучения по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации | |
Анализировать проведение занятий на учебной практике, организацию производственной практики (практической подготовки), вносить коррективы в рабочую программу, план практической подготовки, образовательные технологии, собственную профессиональную деятельность | |
Взаимодействовать с коллегами и администрацией по вопросам выбора форм, методов, средств обучения и воспитания в рамках программам профессионального обучения, СПО (включая общеобразовательный цикл), с целью обеспечения учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся, их практической подготовки, создания целостной образовательной среды | |
Необходимые знания |
Конституцию Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные акты по организации образовательного процесса и работы учебно-производственной мастерской (иного места занятий) |
Основы организации и методика профессионального обучения, современные технологии практического обучения, формы, методы, приемы воспитания, соответствующие содержанию преподаваемого профессионального модуля в части учебной и производственной практики (практической подготовки) | |
Требования ФГОС СПО, примерных программ (при наличии), примерных программ воспитания и рабочих программ к практической подготовке по профессии, содержание соответствующих учебников, учебных пособий | |
Особенности организации труда, современные производственные технологии, производственное оборудование и правила его эксплуатации, правовая и нормативная документация по профессии, нормы времени на выполнение технологических операций (при наличии) | |
Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, и способы их выявления | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида, в том числе в форме практической подготовки | |
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе подготовки рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих) технических средств обучения, информационно-коммуникационных, цифровых технологий | |
Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор противопоказаний, включая медицинские, при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности в процессе практики (практического обучения), ориентированные на поддержку профессионального самоопределения, профессиональной адаптации и профессионального развития обучающихся; методика построения беседы с обучающимися, обучающимися и их родителями (законными представителями) по данным вопросам | |
Педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебно-производственной мастерской в соответствии с ее предназначением и характером реализуемых программ | |
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (практическом обучении) по освоению профессии рабочего, должности служащего в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего и (или) специалиста среднего звена в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся, в том числе с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и цифровых средств |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Оценка полноты и своевременности выполнения обучающимися задания на практику и (или) результатов освоения компетенций в период прохождения практики (практической подготовки) |
Оценка освоения программы профессионального модуля (учебного предмета, курса, дисциплины, иного компонента программы) в части практической подготовки при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с использованием дистанционных технологий, цифровых средств | |
Оценка освоения образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена), в составе экзаменационной комиссии, при необходимости - с использованием дистанционных технологий, цифровых средств | |
Необходимые умения |
Соблюдать процедуры оценивания, взаимодействовать с представителями организации, на базе которой проходит практика, и (или) представителями работодателей при проведении аттестации, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: - соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена); - соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания; - корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций) | |
Анализировать результаты оценки, применение форм и методов оценивания, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников | |
Необходимые знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования, в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) |
Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии, специальности (квалификации), в том числе в практических формах экзаменационных испытаний (квалификационного, демонстрационного, профессионального экзамена) | |
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | |
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка учебно-методического обеспечения учебно-производственного процесса, включая рабочие программы воспитания |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка и обновление основных программ профессионального обучения и (или) рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в составе основных программ профессионального обучения, обеспечивающих практическую подготовку, и (или) программ практики, обеспечивающей освоение квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена основных профессиональных образовательных программ с учетом целей и задач воспитания |
Разработка и обновление учебно-методического обеспечения профессионального обучения и (или) программ учебной и производственной практики (практического обучения), в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ | |
Планирование занятий и (или) учебной практики (практического обучения): разработка и обновление планов, технологических карт, сценариев занятий по освоению квалификации рабочего, служащего, специалиста среднего звена с учетом целей и задач воспитания, в том числе на основе готовых электронных образовательных ресурсов, тренажеров, симуляторов, ресурсов цифровых образовательных платформ, а также целей и задач воспитания | |
Ведение документации, обеспечивающей учебно-производственный процесс, в том числе в электронной форме | |
Необходимые умения |
Анализировать примерные (типовые) программы (при наличии), рабочие программы воспитания, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы (разделы программ), планы занятий (циклов занятий), оценочные средства и методические материалы по практической подготовке (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями)) с учетом: - порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; - требований ФГОС (для программ профессионального образования), профессиональных стандартов и квалификационных характеристик, запросов работодателей; - развития соответствующей области профессиональной деятельности, требований рынка труда; - образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и (или) образовательной программой, личностных результатов, предусмотренных рабочей программой воспитания; - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; - современного развития технических средств обучения, образовательных технологий |
Взаимодействовать с преподавателем профессионального модуля или преподавателями смежных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) при разработке программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса с учетом целей и задач воспитания, обсуждать разрабатываемые документы | |
Вести на бумажных и электронных носителях учебную, планирующую документацию, документацию учебной мастерской (места занятий), в том числе журналы инструктажа обучающихся по охране труда | |
Вести учет выпущенной обучающимися продукции и (или) использованных материалов и ресурсов | |
Создавать отчетные (отчетно-аналитические) материалы | |
Заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц | |
Обрабатывать персональные данные с соблюдением законодательства Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные | |
Необходимые знания |
Теория и практика практического обучения по соответствующим профессиям, специальностям, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт |
Основы законодательства об образовании Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и (или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |
Требования ФГОС, примерных программ (при наличии) к практической подготовке по профессии, специальности, примерных программ воспитания, содержание соответствующих учебников, учебных пособий |
|
Требования профессиональных стандартов и квалификационных характеристик по соответствующему виду профессиональной деятельности |
Требования к программно-методическому обеспечению практического обучения | |
Требования к современным учебникам, учебным и учебно-методическим пособиям, электронным образовательным ресурсам и методическим материалам в области практического обучения | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
Современное состояние соответствующей профессиональной деятельности | |
Основные источники и методы поиска информации, необходимой для разработки программно-методического обеспечения | |
Возрастные особенности обучающихся, стадии профессионального развития; особенности обучения (профессионального образования) одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении, вопросы индивидуализации обучения | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной деятельности в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена | |
Психолого-педагогические основы и методика применения в процессе практического обучения рабочих (служащих) и (или) квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий | |
Требования охраны труда при организации деятельности обучающихся на учебной и производственной практике (в процессе практического обучения) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий для ведения документации | |
Порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам | |
Другие характеристики |
- |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение практико-ориентированных профориентационных мероприятий с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) |
Код |
В/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Подготовка предложений по планированию профориентационной деятельности образовательной организации |
Осуществление профессиональных проб для дошкольников, школьников, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Проведение мастер-классов по профессии для обучающихся дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Взаимодействие с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по предмету технология и профильным предметам, по вопросам профессиональной ориентации, в том числе вовлечения школьников в техническое творчество, декады и конкурсы профессионального мастерства | |
Необходимые умения |
Организовывать и сопровождать профессиональные пробы обучающихся дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, проводить мастер-классы по профессии, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Устанавливать контакт с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями), стимулировать интерес и познавательную активность участников профориентационных мероприятий, оказывать им эмоциональную поддержку | |
Зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и (или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками | |
Знакомить обучающихся дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности: содержанием и условиями труда, образом жизни работников данной профессии, требованиями к их профессиональному образованию, личности, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Информировать школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам востребованности специалистов определенной квалификации на рынке труда, трудоустройства и карьерного роста выпускников образовательной организации | |
Знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требованиями к обучающимся, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | |
Привлекать обучающихся по программам профессионального образования в профориентационную работу с обучающимися дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций и их родителями (законными представителями) | |
Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для школьников, взаимодействовать с учителями общеобразовательных организаций, осуществляющих педагогическую деятельность по предмету технология и профильным предметам, по вопросам профессиональной ориентации | |
Необходимые знания |
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора школьников |
Методические основы проведения профессиональных проб, мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности | |
Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор противопоказаний, включая медицинские, при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии | |
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся | |
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для школьников | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, город Москва |
Ректор Комиссаров Алексей Геннадьевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Общероссийская общественная организация "Союз директоров средних специальных учебных заведений России", город Красногорск |
2 |
АНО "Агентство развития профессий и навыков" (подразделение - Академия профессий и навыков), город Москва |
3 |
ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования", город Москва |
4 |
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", город Екатеринбург |
5 |
ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", город Казань |
6 |
ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия", городской округ Реутов |
7 |
ФГБОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", город Ярославль |
8 |
Санкт-Петербургское ГБОУ "Колледж банковского дела и информационных систем", город Санкт-Петербург |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
*(4) Статья 69 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ; статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278); приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277).
*(5) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями).
*(6) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 367 с изм. от 10.09.2021): ОКПДТР (ОК 016-94): Приложение - П.
*(7) Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО: ОК 009-2016 (с изм. от 10.09.2021).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.