Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель профессиональной образовательной организации"
(подготовлен Минтрудом России 11.03.2024 г.)
В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Руководитель профессиональной образовательной организации".
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Министр |
А.О. Котяков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от "__" ______20 г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Руководитель профессиональной образовательной организации
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Управление профессиональной образовательной организацией и её структурными подразделениями по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения, образовательных программ среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ (дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных предпрофессиональных программ), дополнительных профессиональных программ |
|
|
||||||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||||||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||||||
Обеспечение качества и эффективности уставных видов деятельности и развития профессиональной образовательной организации в целях подготовки кадров для отраслей региональной экономики | ||||||||||
Группа занятий: | ||||||||||
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
1345 |
Руководители служб и подразделений в сфере образования |
|||||||
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|||||||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||||||
85.21 |
Образование профессиональное среднее |
|||||||||
85.30 |
Обучение профессиональное |
|||||||||
85.14 |
Образование среднее общее |
|||||||||
85.41 |
Образование дополнительное детей и взрослых |
|||||||||
85.42 |
Образование профессиональное дополнительное |
|||||||||
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщённые трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Управление процессом практической подготовки в профессиональной образовательной организации |
6 |
Руководство программами практической подготовки среднего профессионального образования, профессионального обучения |
А/01.6 |
6 |
Управление ресурсами программ практической подготовки среднего профессионального образования, профессионального обучения |
А/02.6 |
6 |
|||
В |
Управление уставными видами деятельности структурного подразделения или профессиональной образовательной организации
|
6 |
Управление ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации |
В/01.6 |
6 |
Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации |
В/02.6 |
6 |
|||
Руководство учебно-производственной, производственной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации |
В/03.6 |
6 |
|||
С |
Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией |
7 |
Управление ресурсами профессиональной образовательной организации |
С/01.7 |
7 |
Управление развитием профессиональной образовательной организации |
С/02.7 |
7 |
|||
Управление взаимодействием профессиональной образовательной организации с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями |
С/03.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление процессом практической подготовки в профессиональной образовательной организации |
Код |
A |
Уровень квалификации |
6 |
||||
| |||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||
Возможные наименования должностей, профессий |
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики Старший мастер |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование по профилю профессиональной деятельности или Высшее образование, соответствующее профилям обучения образовательной организации или Среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена), соответствующее профилям обучения
При отсутствии педагогического образования дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности может быть получено после трудоустройства по решению руководителя образовательной организации |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет стажа - при наличии высшего образования или Не менее пяти лет стажа - при наличии среднего профессионального образования |
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(3) Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних*(4) Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(5) |
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года (под профилем профессиональной деятельности подразумевается профиль управленческой деятельности) При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации*(6) |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1345 |
Руководители служб и подразделений в сфере образования |
ЕКС*(7) |
- |
Руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики |
- |
Старший мастер |
|
ОКПДТР*(8) |
22091 |
Заведующий практикой (производственной, учебной) |
26171 |
Руководитель производственной практики |
|
26220 |
Руководитель творческой мастерской |
|
ОКСО*(9) |
- |
Любые направления подготовки и специальности |
3.1.1. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование |
Руководство программами практической подготовки среднего профессионального образования, профессионального обучения |
Код |
А/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||
| ||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
|
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
Трудовые действия |
Руководство деятельностью мастеров производственного обучения в процессе разработки, реализации и обновления программ практики в рамках профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - СПО), программ профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации; участия в проведении работы по профессиональной ориентации школьников и студентов |
|||||||||
Руководство деятельностью мастеров производственного обучения по организации и проведению профессиональных проб, мастер-классов для школьников | ||||||||||
Руководство практическими занятиями и учебно-производственными работами по профессиональному обучению, подготовкой обучающихся к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных, демонстрационных экзаменов | ||||||||||
Руководство деятельностью мастеров производственного обучения по профилактике деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии | ||||||||||
Организация своевременного обеспечения обучающихся оборудованием, инструментами, материалами и средствами обучения при проведении практических занятий, учебно-производственных работ, квалификационных, демонстрационных экзаменов | ||||||||||
Контроль в процессе обучения уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, а также уровню развития современной техники и технологий производства | ||||||||||
Обеспечение соблюдения безопасности труда | ||||||||||
Необходимые умения |
Взаимодействовать с предметными (цикловыми) комиссиями, методическими объединениями по вопросам организации практической подготовки обучающихся |
|||||||||
Участвовать совместно с администрацией профессиональной образовательной организации в заключении договоров с организациями о проведении учебной практики (производственного обучения) и осуществлять контроль за их выполнением | ||||||||||
Ориентировать разработку и реализацию программ профессионального обучения, программ практики на федеральные, региональные и местные инициативы и приоритеты, с учетом интересов работодателей и их объединений | ||||||||||
Использовать при разработке программ практики инструменты планирования необходимого ресурсного обеспечения | ||||||||||
Применять инструменты контроля планированием и проведением практических занятий, работ по учебным практикам, производственным практикам в рамках программ СПО, профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации | ||||||||||
Применять инструменты контроля за ведением документации, обеспечивающей реализацию учебных практик, производственных практик в рамках программ СПО, профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации | ||||||||||
Использовать в своей работе результаты анализа результативности и эффективности реализации программ практики | ||||||||||
Планировать совместно с мастерами производственного обучения работу по организации и проведению профессиональных проб, мастер-классов для школьников и студентов | ||||||||||
Контролировать проведение профессиональных проб, мастер-классов для школьников и студентов | ||||||||||
Оказывать содействие мастерам производственного обучения в освоении приемов установления контакта со школьниками и их родителями (законными представителями), стимулирования интереса и познавательной активности участников профориентационных мероприятий; приемов зрелищной демонстрации профессиональной деятельности | ||||||||||
Оказывать содействие мастерам производственного обучения в освоении приемов выявления деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии и установления контакта с их родителями (законными представителями) в целях предотвращения, преодоления такого поведения | ||||||||||
Контролировать соблюдение правил безопасности труда при проведении практических занятий, работ по учебным, производственным практикам | ||||||||||
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии | ||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования, включая требования федеральных государственных образовательных стандартов |
|||||||||
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров | ||||||||||
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | ||||||||||
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых организацией образовательных программ) | ||||||||||
Принципы и методы организации коллективной и групповой работы при разработке, обновлении и реализации программ практики в рамках профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации | ||||||||||
Современные образовательные технологии и средства обучения и воспитания, границы и возможности их использования при реализации программ практики в рамках профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации | ||||||||||
Цели и задачи деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и профессионального выбора школьников и студентов | ||||||||||
Эффективные отечественные и зарубежные практики профориентационной работы, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств | ||||||||||
Современные подходы, формы и методы профориентации, в том числе с использованием дистанционных технологий и цифровых средств, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор школьников и студентов | ||||||||||
Особенности организации и сопровождения школьников при осуществлении ими профессиональных проб, в том числе специфику работы с особыми группами обучающихся (группа риска, учащиеся с нарушениями здоровья и развития, воспитанники детских домов и интернатов) | ||||||||||
Особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии | ||||||||||
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности | ||||||||||
Требования, предъявляемые профессией к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии | ||||||||||
Особенности образовательного процесса при освоении избранной программы профессионального образования или профессионального обучения в образовательной организации, требования к обучающимся | ||||||||||
Методические основы организации и проведения олимпиад, декад и конкурсов профессионального мастерства для школьников и студентов | ||||||||||
Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности | ||||||||||
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров | ||||||||||
Правила безопасности труда при проведении практических занятий, работ по учебным, производственным практикам | ||||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации | ||||||||||
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | ||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Управление ресурсами программ практической подготовки среднего профессионального образования, профессионального обучения |
Код |
А/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||
| |||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
|
||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||
Трудовые действия |
Организация поставки необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения в рамках профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации |
||||||||
Организация совместно с администрацией профессиональной образовательной организации деятельности, направленной на привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая деятельность, связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению | |||||||||
Необходимые умения |
Анализировать потребности и планировать на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы поставки необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения в рамках профессиональных модулей основных профессиональных образовательных программ СПО, программ профессионального обучения, реализующихся в профессиональной образовательной организации |
||||||||
Рассчитывать объемы потребности необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Формировать номенклатуру с указанием качественных и количественных характеристик необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Формировать предложения по выбору поставщиков необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Контролировать временные сроки, объемы и качество поставок оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Взаимодействовать с администрацией профессиональной образовательной организации в процессе анализа дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая деятельность, связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению | |||||||||
Формировать предложения по привлечению дополнительных источников финансовых и материальных средств, включая деятельность, связанную с изготовлением продукции и оказанием услуг населению | |||||||||
Организовывать деятельность мастеров производственного обучения по выполнению заказов на изготовление продукции и оказание услуг населению | |||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования, включая требования федеральных государственных образовательных стандартов |
||||||||
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров | |||||||||
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | |||||||||
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых организацией образовательных программ) | |||||||||
Основы финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации; административного, трудового законодательства Российской Федерации | |||||||||
Основы предпринимательской деятельности и законодательства по ее организации | |||||||||
Параметры и требования к необходимому для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Способы проверки качества оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Перечень потенциальных поставщиков необходимого для практической подготовки обучающихся оборудования, инструментов, материалов и средств обучения | |||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации | |||||||||
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | |||||||||
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Управление уставными видами деятельности структурного подразделения или профессиональной образовательной организации |
Код |
В |
Уровень квалификации |
6 |
|||||
| ||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
Возможные наименования должностей, профессий |
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения |
|||||||||
|
|
|||||||||
Требования к образованию и обучению |
Для руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения: Высшее образование, соответствующее профилю структурного подразделения профессиональной образовательной организации
Для заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации: Высшее образование и дополнительное профессиональное образование по одному из направлений подготовки укрупненной группы специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление"
При отсутствии педагогического образования дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности может быть получено после трудоустройства по решению руководителя профессиональной образовательной организации |
|||||||||
Требования к опыту практической работы |
Не менее трех лет стажа работы по профилю структурного подразделения образовательной организации или Не менее трех лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях |
|||||||||
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
|||||||||
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года (под профилем профессиональной деятельности подразумевается профиль управленческой деятельности). При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации. |
|||||||||
Дополнительные характеристики | ||||||||||
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
||||||||
ОКЗ |
1345 |
Руководители служб и подразделений в сфере образования |
||||||||
ЕКС |
- |
Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения |
||||||||
- |
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения |
|||||||||
ОКПДТР |
26166 |
Руководитель педагогических программ |
||||||||
26216 |
Руководитель студенческого исследовательского бюро |
|||||||||
ОКСО |
- |
Любые направления подготовки и специальности |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Управление ресурсами структурного подразделения профессиональной образовательной организации |
Код |
В/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.2. Трудовая функция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование |
Руководство учебной, учебно-методической и воспитательной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации |
Код |
В/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трудовые действия |
Организация разработки проектов локальных нормативных актов по вопросам учебной, учебно-методической и воспитательной деятельности структурного подразделения ПОО |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация взаимодействия ПОО с профильными организациями по вопросам осуществления научно-исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной, экспериментальной деятельности, деятельности по содержанию обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация процессов разработки образовательных программ организации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство системой методического и организационно-педагогического обеспечения реализации образовательной деятельности, в том числе воспитательной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация процесса приема (перевода, восстановления, отчисления) обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство системой качества образования в образовательной деятельности, в том числе воспитательной работе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство формированием образовательной среды | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация оказания психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, в том числе подверженным или подпавшим под воздействие террористической и иной радикальной идеологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руководство системой поддержки профессионального самоопределения и развития обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение работы педагогических работников с различными контингентами обучающихся*(10), с особыми образовательными потребностями и с ограниченными возможностями здоровья, с деструктивным поведением | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация системы охраны здоровья обучающихся в образовательном процессе, обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, в том числе мероприятий по профилактике употребления алкогольных, психотропных и наркотических веществ*(11) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль и оценка результативности и эффективности образовательной деятельности, в том числе воспитательной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Обеспечивать исполнение локальных нормативных актов профессиональной образовательной организации по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе воспитательной работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявлять актуальные и перспективные профессиональные образовательные программы на основе результатов мониторинга потребностей рынка труда, образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять правовые нормы, регулирующие разработку, утверждение и реализацию образовательных программ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять управленческие подходы при координации деятельности участников реализации образовательных программ, структурных подразделений, коллегиальных органов управления организации, иных участников образовательных отношений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять принципы и методы системы управления качеством в образовательной деятельности (в том числе, воспитательной) в деятельности ПОО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Использовать анализ и исследования образовательной деятельности ПОО, в том числе воспитательной работы, тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формировать систему показателей качества образовательной деятельности, в том числе воспитательной | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализировать процесс и результаты реализации ПОО образовательных программ, в том числе воспитательной работы на основе сформированных показателей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнять коррекцию организации образовательного процесса, в том числе воспитательной работы, на основе результатов анализа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать взаимодействие образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предупреждать и разрешать конфликты участников образовательных отношений, возникающие в процессе реализации образовательных программ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать оказание психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся при освоении основной общеобразовательной программы в структуре программы СПО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечивать оказание психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, подверженным или подпавшим под воздействие террористической и иной радикальной идеологии, в том числе адресно, индивидуально; организовывать профилактические мероприятия с привлечением к их проведению психологов, социальных работников и родителей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оказывать первую помощь больным и пострадавшим | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы менеджмента, в том числе стратегического, кадрового, инновационного менеджмента и менеджмента качества | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования профессиональных стандартов, описывающих профессиональную деятельность всех работников ПОО, включая педагогических работников, нормативные правовые основы и методика их применения в управлении персоналом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основы практической психологии, необходимые для руководства образовательной деятельностью, включая вопросы возрастного и профессионального развития, психологии личности и групп; особенности деструктивного поведения обучающихся, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования федеральных государственных образовательных стандартов, федеральные государственные требования (при наличии) к структуре, условиям и результатам освоения образовательных программ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание примерных основных профессиональных образовательных программ СПО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Требования профессиональных стандартов и (или) квалификационных справочников профессий рабочих и специалистов среднего звена (с учетом реализуемых организацией образовательных программ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принципы и методы организации коллективной и групповой работы при разработке и реализации образовательных программ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принципы и методы разработки, и анализа процесса и результатов реализации образовательных программ (с учетом вида образовательных программ, реализация которых возможна в ПОО) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные образовательные теории, технологии и средства обучения и воспитания, границы и возможности их использования в профессиональном образовании и обучении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные подходы, методы и инструменты мониторинга и оценки качества профессионального образования и образовательных достижений обучающихся | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи больным и пострадавшим | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок оказания первой помощи пострадавшим | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.3.3. Трудовая функция | ||||||||||||||||||||
Наименование |
Руководство учебно-производственной, производственной деятельностью структурного подразделения или профессиональной образовательной организации |
Код |
В/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
|||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
|
|||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||
Трудовые действия |
Руководство планированием и организацией учебно-производственной, производственной деятельности в рамках структурного подразделения ПОО или ПОО в целом |
|||||||||||||||||||
Руководство процессами разработки, реализации и обновления программ практики по программам СПО, профессионального обучения, в рамках структурного подразделения ПОО или ПОО в целом | ||||||||||||||||||||
Разработка проектов локальных нормативных актов по основным вопросам уставной деятельности образовательной организации, осуществления учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Организация взаимодействия ПОО с профильными организациями по вопросам осуществления учебно-производственной, производственной деятельности; участия руководителей и специалистов профильных организаций-работодателей в разработке и реализации профессиональных образовательных программ | ||||||||||||||||||||
Внедрение системы качества учебно-производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Организация системы охраны труда и здоровья обучающихся, работников в учебно-производственной, производственной деятельности | ||||||||||||||||||||
Контроль и оценка качества и эффективности учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Корректировка организации учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Необходимые умения |
Применять правовые нормы, регулирующие разработку, утверждение и реализацию программ учебной, производственной, преддипломной практик обучающихся |
|||||||||||||||||||
Соблюдать нормы деловой этики при организации процесса договорной работы с организациями-партнерами по осуществлению учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Координировать деятельность организаций - участников реализации программ учебной, производственной, преддипломной практик, структурных подразделений, коллегиальных органов управления ПОО, участников образовательных отношений при реализации учебно-производственной, и производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Применять принципы и методы системы управления качеством в учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Формировать систему показателей качества учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Анализировать процессы и результаты осуществления учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Использовать в своей деятельности анализ лучшего опыта организации учебно-производственной, производственной деятельности ПОО в Российской Федерации и в мире | ||||||||||||||||||||
Соблюдать инструкции по распределению и использованию материально-технических, нематериальных, кадровых и информационных ресурсов в учебно-производственной, производственной деятельности ПОО | ||||||||||||||||||||
Использовать методики разрешения конфликтов участников образовательных отношений; противодействия деструктивному поведению обучающихся, в том числе, подверженных или подпавших под воздействие террористической и иной радикальной идеологии | ||||||||||||||||||||
Оказывать первую помощь пострадавшим | ||||||||||||||||||||
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии | ||||||||||||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования |
|||||||||||||||||||
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров | ||||||||||||||||||||
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | ||||||||||||||||||||
Научные основы маркетинга и менеджмента, в том числе проектного управления | ||||||||||||||||||||
Требования профессиональных стандартов, описывающих профессиональную деятельность работников ПОО, в том числе педагогическую деятельность, нормативные правовые основы и методики их применения в управлении персоналом | ||||||||||||||||||||
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров в профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||||
Требования федеральных государственных образовательных стандартов, федеральные государственные требования (при наличии) к структуре, условиям и результатам освоения образовательных программ | ||||||||||||||||||||
Содержание примерных основных профессиональных образовательных программ СПО | ||||||||||||||||||||
Требования профессиональных стандартов и (или) квалификационных справочников профессий рабочих и специалистов среднего звена (с учетом реализуемых организацией образовательных программ) | ||||||||||||||||||||
Современные подходы, методы и инструменты оценки квалификации | ||||||||||||||||||||
Особенности функционирования рынков, оказываемых услуг и производимой продукции в соответствии с уставными видами деятельности ПОО, включая производственную деятельность | ||||||||||||||||||||
Современные производственные и технологические процессы, особенности современного оборудования и материалов в соответствии с уставными видами деятельности ПОО, в том числе учебно-производственной и производственной | ||||||||||||||||||||
Тенденции развития уставных видов деятельности образовательной организации, используемые при их реализации технологии (методы, методики, средства), методы оценки качества и(или) эффективности | ||||||||||||||||||||
Требования охраны труда | ||||||||||||||||||||
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи больным и пострадавшим | ||||||||||||||||||||
Порядок оказания первой помощи пострадавшим | ||||||||||||||||||||
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении структурным подразделением или ПОО в целом | ||||||||||||||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации | ||||||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
3.3. Обобщенная трудовая функция | ||||||||||||||||||||
Наименование |
Стратегическое управление профессиональной образовательной организацией |
Код |
С |
Уровень квалификации |
7 |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
|||||||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||||||
Возможные наименования должностей, профессий |
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательной организации Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации (кроме заместителя руководителя, осуществляющего административно-хозяйственную деятельность в ПОО) |
|||||||||||||||||||
|
|
Требования к образованию и обучению |
Для руководителя образовательной организации: Высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по направлению подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)" и дополнительное профессиональное образование по одному из направлений подготовки укрупненной группы специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление" или Высшее образование в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки"*(12) и дополнительное профессиональное образование по одному из направлений подготовки укрупненной группы специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление" или Высшее образование по одному из направлений подготовки укрупненной группы специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление" и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по направлению подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)"
Для заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации: Высшее образование и дополнительное профессиональное образование по одному из направлений подготовки укрупненной группы специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление"
При отсутствии педагогического образования дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности может быть получено после трудоустройства по решению учредителя образовательной организации |
|
Требования к опыту практической работы |
Не менее пяти лет стажа педагогической или руководящей деятельности в образовательных организациях или руководящей деятельности в иных организациях |
|
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие должности*(13) |
|
Другие характеристики |
Рекомендуется дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности не реже одного раза в три года (под профилем профессиональной деятельности подразумевается профиль управленческой деятельности). При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации. Освоение программы дополнительного профессионального образования по направлению "государственное и муниципальное управление" рекомендуется для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций. |
|
Дополнительные характеристики | ||
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
1120 |
Руководители учреждений, организаций и предприятий |
ЕКС |
- |
Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения |
ОКПДТР |
21587 |
Директор училища (колледжа) |
ОКСО |
- |
Любые направления подготовки и специальности |
3.3.1. Трудовая функция | ||||||||||
Наименование |
Управление ресурсами профессиональной образовательной организации |
Код |
С/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||
| ||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
|||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||
Трудовые действия |
Формирование политики в области ресурсного обеспечения ПОО (по видам ресурсов - кадровым, информационным, финансовым, имущественным, нематериальным) |
|||||||||
Руководство разработкой (актуализацией) локальных нормативных актов, регулирующих управление ресурсами ПОО | ||||||||||
Руководство деятельностью по развитию имущественного комплекса ПОО | ||||||||||
Контроль сохранения имущественного комплекса ПОО | ||||||||||
Реализация мер антикоррупционного характера | ||||||||||
Руководство деятельностью по привлечению и контролю использования финансовых ресурсов | ||||||||||
Контроль исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности ПОО | ||||||||||
Обеспечение реализации кадровой политики ПОО | ||||||||||
Управление нематериальными ресурсами ПОО | ||||||||||
Управление внутренним информационным пространством ПОО, внедрением в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий | ||||||||||
Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и воспитания, организации питания обучающихся и работников, обеспечению охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных программ установленным нормам и правилам | ||||||||||
Анализ качества и эффективности решений в области управления ресурсами ПОО, при необходимости коррекция процесса управления | ||||||||||
Необходимые умения |
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие управление ресурсами ПОО |
|||||||||
Разрабатывать локальные нормативные акты, касающиеся вопросов управления ресурсами ПОО | ||||||||||
Использовать при принятии управленческих решений анализ опыта ПОО в области управления ресурсами | ||||||||||
Определять потребности ПОО в ресурсах, приоритетные направления использования финансовых средств и их распределение по статьям бюджета | ||||||||||
Планировать источники формирования всех видов ресурсов | ||||||||||
Осуществлять поиск и привлечение ресурсов, необходимых для обеспечения качества уставных видов деятельности ПОО | ||||||||||
Обеспечивать рациональное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов ПОО | ||||||||||
Выполнять требования законодательства Российской Федерации при ведении отчётности и её представлении заинтересованным сторонам | ||||||||||
Оформлять и доводить до подчиненного персонала, включая педагогических работников, принципы и целевые установки в области привлечения, распределения и контроля использования ресурсов ПОО | ||||||||||
Обеспечивать заключение и исполнение хозяйственных и финансовых договоров | ||||||||||
Формировать документацию финансового и управленческого учета, согласование статей бюджета в соответствии с программой развития ПОО | ||||||||||
Оценивать экономическую эффективность деятельности ПОО | ||||||||||
Формировать штатное расписание, планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, расстановку, взаимодействие, подготовку и дополнительное профессиональное образование, определять должностные обязанности | ||||||||||
Формировать систему мотивации и условия для профессионального развития подчиненного персонала ПОО, включая педагогических работников | ||||||||||
Формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату заработной платы, пособий и социальных выплат работникам ПОО | ||||||||||
Организовывать аттестацию работников на соответствие занимаемой должности | ||||||||||
Формировать в ПОО безопасную среду, обеспечивать выполнение требований охраны труда и здоровья обучающихся и работников образовательной организации | ||||||||||
Анализировать нематериальные ресурсы ПОО, определять возможности их использования для обеспечения уставных видов деятельности ПОО, в том числе качества образования, создавать условия для развития нематериальных ресурсов | ||||||||||
Обеспечивать формирование внутреннего информационного пространства (совокупность баз данных, информационно-коммуникационных систем, информационных технологий, эффективных каналов коммуникации и систем обмена знаниями в ПОО), в котором происходят образовательные и коммуникационные процессы между участниками | ||||||||||
Анализировать процесс и результаты управления ресурсами ПОО, принимать управленческие решения, в том числе корректировать процесс управления на основе результатов анализа | ||||||||||
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии | ||||||||||
Необходимые знания |
Трудовое законодательство Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации |
|||||||||
Законодательство Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в части регулирования вопросов уставной деятельности ПОО | ||||||||||
Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам финансовой деятельности образовательной организации | ||||||||||
Источники ресурсов, необходимых для осуществления деятельности ПОО, в том числе кадровых, материальных, финансовых | ||||||||||
Порядок подготовки и согласования коллективного договора, трудовых договоров, хозяйственных и финансовых договоров | ||||||||||
Требования федеральных государственных образовательных стандартов, федеральные государственные требования (при наличии) к условиям освоения образовательных программ, реализуемых ПОО | ||||||||||
Особенности финансирования ПОО в зависимости от ее организационно-правовой формы | ||||||||||
Особенности финансовых процессов в некоммерческих и бюджетных организациях | ||||||||||
Порядок финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации | ||||||||||
Правила проведения проверок и документальных ревизий образовательных организаций государственными контрольно-надзорными органами | ||||||||||
Передовой отечественный и зарубежный опыт формирования и реализации кадровой политики, управления персоналом ПОО, в том числе модели морального и материального стимулирования работников | ||||||||||
Требования охраны труда | ||||||||||
Виды нематериальных ресурсов ПОО, возможности их использования для обеспечения качества образования и всех уставных видов деятельности ПОО, условия развития нематериальных ресурсов | ||||||||||
Педагогические возможности, ограничения и риски применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий, требования к электронной информационно-образовательной среде ПОО | ||||||||||
Принципы, методы и технологии ведения учёта и контроля использования ресурсов, анализа и оценки эффективности их использования (по видам ресурсов) | ||||||||||
Способы повышения эффективности использования ресурсов ПОО (по видам ресурсов) | ||||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации, современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | ||||||||||
Основы делопроизводства | ||||||||||
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров | ||||||||||
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция | ||||||||||||||||
Наименование |
Управление развитием профессиональной образовательной организации |
Код |
С/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||
| ||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
|||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||
Трудовые действия |
Руководство стратегическим планированием деятельности ПОО с учётом правовых норм законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации |
|||||||||||||||
Планирование, организация, координация, контроль и анализ деятельности ПОО | ||||||||||||||||
Обеспечение образовательной деятельности ПОО по реализации федеральных государственных образовательных стандартов СПО | ||||||||||||||||
Организация разработки и реализации программы развития ПОО | ||||||||||||||||
Организация мониторинга кадровых потребностей местного и регионального рынка труда | ||||||||||||||||
Организация функционирования системы качества образования в ПОО, включая участие в процедурах независимой оценки качества | ||||||||||||||||
Руководство формированием и развитием структуры управления и координации деятельности ПОО и ее структурных подразделений | ||||||||||||||||
Обеспечение психологической и информационной безопасности образовательной среды; организация мер по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | ||||||||||||||||
Формирование управленческой команды ПОО | ||||||||||||||||
Формирование и поддержка деятельности коллегиальных органов управления ПОО | ||||||||||||||||
Формирование и поддержка организационной культуры ПОО | ||||||||||||||||
Мотивация и создание условий для повышения квалификации кадрового состава, разработка системы стимулирования работников ПОО, включая педагогических работников, мотивация коллектива к участию в ее развитии (при взаимодействии с профессиональным союзом) | ||||||||||||||||
Мотивация и создание условий для участия обучающихся в решении задач развития ПОО | ||||||||||||||||
Руководство формированием и развитием системы социального партнерства ПОО и организаций-работодателей | ||||||||||||||||
Координация деятельности структурных подразделений ПОО, управление реализацией программы развития ПОО | ||||||||||||||||
Контроль и оценка результативности и эффективности реализации программы развития ПОО | ||||||||||||||||
Необходимые умения |
Анализировать опыт развития ПОО, тенденции развития СПО, профессионального обучения в Российской Федерации и в мире |
|||||||||||||||
Анализировать деятельность ПОО, изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, процесс и результаты реализации программы развития, управленческие риски | ||||||||||||||||
Использовать инструменты менеджмента при разработке программы развития образовательной организации (в том числе количественных и качественных параметров её развития) | ||||||||||||||||
Определять миссию и роль ПОО в системе кадрового обеспечения экономики субъекта Российской Федерации (муниципалитета) | ||||||||||||||||
Обеспечивать разработку и реализацию программы развития ПОО с ориентацией на федеральные, региональные и местные инициативы и приоритеты | ||||||||||||||||
Утверждать по согласованию с учредителем программу развития ПОО | ||||||||||||||||
Руководить разработкой и процессами рассмотрения, согласования утверждения учредителем (в случае необходимости) и принятия локальных нормативных актов ПОО в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом ПОО | ||||||||||||||||
Осуществлять совместно с советом ПОО и общественными организациями разработку, утверждение и реализацию основных программ профессионального обучения, основных профессиональных образовательных программ СПО, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков ПОО | ||||||||||||||||
Осуществлять совместно с советом ПОО и общественными организациями разработку, утверждение и реализацию мер по формированию психологической и информационной безопасности образовательной среды; по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | ||||||||||||||||
Обеспечивать формирование и функционирование системы маркетинга образовательных услуг ПОО, ориентированной на требования рынка труда и работодателей, удовлетворение и развитие образовательных запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) | ||||||||||||||||
Использовать для принятия управленческих решений информацию о трудоустройстве выпускников, их востребованности на рынке труда, карьерном росте | ||||||||||||||||
Развивать социальное партнерство ПОО с работодателями, их объединениями, профсоюзными организациями, общественными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе зарубежными | ||||||||||||||||
Формировать управленческую команду, распределять обязанности и делегировать полномочия | ||||||||||||||||
Оценивать реальные и потенциальные возможности работников, стимулировать их профессиональное развитие и карьерный рост, мотивировать участие в развитии ПОО | ||||||||||||||||
Предупреждать и разрешать конфликты при наличии различных мнений участников образовательных отношений | ||||||||||||||||
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | ||||||||||||||||
Необходимые знания |
Стратегические и программные документы федерального, регионального и местного уровня в области образования и социально-экономического развития |
|||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере образования | ||||||||||||||||
Законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части регулирующей вопросы уставной деятельности образовательной организации | ||||||||||||||||
Меры и способы создания психологической и информационной безопасности образовательной среды; осуществления мер по противодействию террористической и иной радикальной идеологии | ||||||||||||||||
Профессиональные стандарты, описывающие педагогическую деятельность и профессиональную деятельность по отраслям (с учетом реализуемых организацией образовательных программ), нормативные правовые основы и методика их применения в управлении персоналом | ||||||||||||||||
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | ||||||||||||||||
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров | ||||||||||||||||
Научные основы и практика маркетинговой деятельности в сфере образования | ||||||||||||||||
Научные основы менеджмента, в том числе стратегического, кадрового, инновационного, проектного менеджмента, управления финансовыми ресурсами и менеджмента качества | ||||||||||||||||
Теория, практика и методы управления развитием ПОО (в том числе на основе зарубежных исследований, опыта и разработок), обеспечивающие повышение качества образования и эффективности деятельности образовательной организации | ||||||||||||||||
Модели морального и материального стимулирования и мотивации персонала ПОО | ||||||||||||||||
Методологические подходы в сфере образования и труда, современные образовательные технологии и средства обучения | ||||||||||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации | ||||||||||||||||
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | ||||||||||||||||
Основы делопроизводства | ||||||||||||||||
Принципы и технологии эффективной коммуникации, ведения переговоров | ||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
|||||||||||||||
3.3.3. Трудовая функция | ||||||||||||||||
Наименование |
Управление взаимодействием профессиональной образовательной организации с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями |
Код |
С/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
|||||||||||
| ||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
- |
- |
|||||||||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||||||||||
Трудовые действия |
Планирование взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями |
|||||||||||||||
Организация взаимодействия ПОО с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями | ||||||||||||||||
Оценка результатов взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, при необходимости коррекция деятельности | ||||||||||||||||
Организация работ по формированию информационного поля о деятельности ПОО, в том числе при проведении публичных мероприятий в регионе | ||||||||||||||||
Обеспечение информационной открытости ПОО | ||||||||||||||||
Необходимые умения |
Руководить разработкой локальных нормативных актов ПОО, регламентирующих взаимодействие с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти, органы местного самоуправления, социальных партнеров ПОО, общественные организации |
|||||||||||||||
Обеспечивать взаимодействие с учредителем ПОО, органами государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, социальными партнерами ПОО и участниками отношений в сфере образования | ||||||||||||||||
Организовывать устную и письменную коммуникацию с представителями учредителя ПОО, органами государственной власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами, общественными организациями | ||||||||||||||||
Отстаивать интересы ПОО при взаимодействии с учредителем, органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями-партнерами | ||||||||||||||||
Определять взаимовыгодные цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с социальными партнерами | ||||||||||||||||
Осуществлять контроль и оценку эффективности взаимодействия ПОО с социальными партнерами | ||||||||||||||||
Анализировать опыт ПОО в области развития социального партнерства | ||||||||||||||||
Принимать управленческие решения по коррекции взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями на основе результатов оценки и анализа | ||||||||||||||||
Соблюдать деловой этикет и выстраивать общение с учетом национальных и корпоративных особенностей собеседника | ||||||||||||||||
Применять в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные технологии | ||||||||||||||||
Необходимые знания |
Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования и смежных сферах, необходимых для обеспечения взаимодействия |
|||||||||||||||
Теория и практика управления ПОО и ее развитием, в том числе зарубежные исследования, разработки и опыт | ||||||||||||||||
Перспективные направления и тенденции развития СПО и профессионального обучения в Российской Федерации и в мире | ||||||||||||||||
Приоритетные направления федеральной и региональной политики в сфере СПО и подготовки рабочих кадров | ||||||||||||||||
Методология и технологии связи с общественностью | ||||||||||||||||
Сущность, механизмы и формы государственно-общественного управления ПОО | ||||||||||||||||
Принципы, методы и техники эффективной коммуникации, ведения переговоров, методы отстаивания интересов организации при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, социальными партнерами, общественными организациями | ||||||||||||||||
Основы практической психологии | ||||||||||||||||
Основные методы поиска, сбора, хранения, обработки профессионально значимой информации | ||||||||||||||||
Современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении образовательной организацией | ||||||||||||||||
Основы делопроизводства | ||||||||||||||||
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва | |
|
Ректор Комиссаров Алексей Геннадьевич |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Общероссийская общественная организация "Союз директоров средних специальных учебных заведений России", город Красногорск |
2 |
АНО "Агентство развития профессий и навыков" (подразделение - Академия профессий и навыков), город Москва |
3 |
ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования", город Москва |
4 |
ФГАОУ ВО "Российский государственный профессионально-педагогический университет", город Екатеринбург |
5 |
ФГБОУ ВО "Казанский национальный исследовательский технологический университет", город Казань |
6 |
ГАПОУ МО "Подмосковный колледж "Энергия", городской округ Реутов |
7 |
ФГБОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова", город Ярославль |
-------------------------------------------
*(1) "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст).
*(2) "ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст).
*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
*(4) Статья 351.1 "Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42)
*(5) Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031, 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); Приказ Минтруда России, Минздрава России от 31 декабря 2020 г. N 988н/1420н "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62278); приказ Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62277).
*(6) Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171
*(7) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)
*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)
*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
*(10) Требования к работе с обучающимися с девиантным (общественно-опасным поведением) в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа регулируются Федеральным законом от 21.05.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
*(11) Статья 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образования в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3380);
*(12) Предпочтение отдается направлению подготовки "Профессиональное обучение (по отраслям)"
*(13) Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образования в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3380)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для руководителей профессиональной образовательной организации Минтруд планирует утвердить профстандарт с периодом действия с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2030 г. Будут определены требования к образованию, к опыту работы, условия допуска к исполнению обязанностей и др.